подробнее - см. в разделе боги и духи в римской мифологии)
пенаты – римские гении дома
лары – доброжелательные духи умерших предков
лемуры и ларвы – злые духи умерших предков
маны – римские духи усопших, жившие на том месте, где они похоронены
фавны и сильваны – римские духи полей и лесов. соответствовали греческим сатирам
жреческие коллегии древнего рима
подробнее - см. в разделе главные римские жреческие коллегии
понтифики – главная жреческая коллегия рима. устанавливали годичный календарь, в том числе дни праздников. вели летопись гражданских и военных событий. при тесной связи религии и юриспруденции выносили важные судебные решения
авгуры – совершали гадания-ауспиции (по полёту птиц)
гаруспики – римские жрецы, совершавшие гадания типа по внутренностям жертвенных животных
фециалы – римская коллегия жрецов-охранителей международного права
салии – жрецы, хранившие двенадцать священных щитов марса (ancilia), один из которых упал с неба. на мартовский праздник марса исполняли военный танец с песнями
арвальские братья (fratres arvales) – жрецы земледельческого культа богини дии
фламины («возжигатели») – название жрецов, каждый из которых считался главой служения тому или иному богу. особенно важны были три великих фламина: главный жрец юпитера (flamen dialis), главный жрец марса (flamen martialis) и главный жрец квирина (flamen quirinalis).
весталки – девственные жрицы богини весты, поддерживавшие неугасимый огонь на очаге её храма
Размах восстания встревожил Петербург. Напуганные царские власти хотели решительных действий по его подавлению. 10 июня 1869 г. военный министр Милютин потребовал положить конец восстанию в Уральской и Тургайской областях.
Основные силы карательной экспедиции возглавил сам военный губернатор Уральской области Н. А. Веревкин, под командованием которого был войсковой отряд, насчитывающий свыше 1700 человек. В результате умеренная часть восставших отделилась и явилась в 20-х числах июля к Веревкину с «изъявлением покорности». Повстанцы отступили на юг в безводную пустыню. Каратели Веревкина, подполковника Рукина, графа Комаровского в «поиске непокорных аулов» беспощадно расправились со всеми пойманными. Перед вооруженными силами правительства разобщенные повстанцы потерпели поражение.
Восстание было подавлено. Основную массу восставших составляли бедные казахи, шаруа, которые несли все тяготы колонизации. Участвовали в нем практически все слои общества во главе с родовыми правителями, например, султан Хангали Арсланов возглавил отряд повстанцев. Но султаны, бии и старшины проявили непоследовательность и не оправдали надежд восставших. После подавления восстания каратели устроили расправу над его участниками.
Размах восстания в Тургайской и Уральской областях встревожил местные власти и царское правительство. На подавление восстания в Степь были отправлены значительные карательные силы. Прибыли военные части из Петербурга, Москвы, Харькова и Казани. Общая численность карательных войск составила уже около 5000 человек. В Уральской области действовали отряды майора М. Веревкина и подполковника Рукина.
Вследствие слабой организованности, стихийности, наличия разногласий между отдельными руководителями повстанцы потерпели поражение. И, конечно, как и в предыдущих выступлениях, непоследовательность и предательство временно принявших участие в восстании ряда старшин сравнительно быстрому подавлению восстания.
Несмотря на самоотверженное сопротивление, восстание было подавлено. Мангистау заняли царские войска. Руководители восстания И. Тленбаев и Д. Тажиев, преследуемые карателями, в декабре 1870 г. ушли со своими сторонниками в пределы Хивинского ханства. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тыс. баранов. Таким образом, выступление небольшой группы адаевцев против отряда Рукина переросло в восстание с участием до 6 тыс. человек, достигшее позднее 10 тыс., то есть практически значительной части населения полуострова. Российские правители сами вынуждены были признать, что «в данном случае на Мангышлаке приходилось не умиротворять и наказывать возмутившуюся провинцию, а вновь завоевывать». Однако в 1873 г. вновь произошло выступление адаевцев, так как для подготовки к походу на Хиву власти стали изымать у них верблюдов.
нептун – римский бог моря. соответствовал греческому посейдону
плутон – римский бог подземного царства мёртвых. соответствовал греческому аиду
аполлон (феб) – соответствовал греческому богу с тем же именем
диана – римская богиня луны и охоты. соответствовала греческой артемиде
минерва – римская богиня мудрости. соответствовала греческой афине
марс – римский бог войны. соответствовал греческому аресу
венера – римская богиня любви. соответствовала греческой афродите
амур - сын венеры, римский бог любви. соответствовал греческому эроту
вулкан – римский бог огня и кузнечного ремесла. соответствовал греческому гефесту
меркурий – римский бог торговли, покровитель путешественников. соответствовал греческому гермесу
церера – римская богиня земледелия. соответствовала греческой деметре
прозерпина – дочь цереры. подземная богиня, жена плутона. соответствовала греческой персефоне
веста – римская богиня очага, оседлого быта, покровительница семейных и государственных связей. в римском храме весты на палатинском холме горел неугасимый огонь, поддерживаемый девственными жрицами – весталками. соответствовала греческой гестии
вакх - бог вина. соответствовал греческому дионису
эскулап – римский бог врачевания. соответствовал греческому асклепию
янус – римский бог смены времён года, а также всякого начала и конца (в связи с чем изображался двуликим). охранял входы и выходы, как страж ворот
квирин – бог битв, сын марса. по его имени римляне часто именовали себя квиритами
беллона – богиня военной ярости. дочь или жена марса
фавн (луперк) – римский бог гор и пастбищ, приплод скоту и детей людям. соответствовал греческому пану
сильван – дух лесов, живущий в пещерах и у журчащих источников. пугал людей криком. иногда считался одним из олицетворений фавна.
пик – отец фавна, бог полевых плодов, охотник и земледелец. священная птица пика – дятел
ферентина – римская богиня весны (у соседей римлян, сабинян, – ферония)
флора – римская богиня цветов, веселой юности, радостей жизни
палеса – богиня пастухов палатинского холма
теллура – олицетворение материнского лона земли, воспринимающей посев и возвращающей его людям золотой жатвой
конс – римский бог посева и брака, в честь которого 21 августа отмечался праздник консуалий
дия (дея) – покровительница земледельческого округа города рима. ей служила жреческая коллегия fratres arvales («полевых братьев»)
(подробнее - см. в статье служение богам во времена римской республики)
фортуна – богиня судьбы
ювентус – богиня молодости
фидес – богиня верности рима данным обещаниям, государственной добросовестности
термин – бог межей и межевых знаков, охранитель земельной собственности
пакс – богиня мира
паллор и павор («бледность» и «страх») – спутники марса. соответствовали греческим деймосу и фобосу
виктория – богиня победы. соответствовала греческой нике
салус – богиня здоровья
фебрис – богиня, охраняющая от лихорадки
аргентина – бог серебра
гонор – бог чести и почета
виртус – богиня доблести
либертас – богиня свободы
спес – богиня надежды
фелицитас – богиня счастья
конкордия – богиня согласия
клеменция – богиня милосердия
деа рома – богиня-олицетворение города рима
подробнее - см. в разделе боги и духи в римской мифологии)
пенаты – римские гении дома
лары – доброжелательные духи умерших предков
лемуры и ларвы – злые духи умерших предков
маны – римские духи усопших, жившие на том месте, где они похоронены
фавны и сильваны – римские духи полей и лесов. соответствовали греческим сатирам
подробнее - см. в разделе главные римские жреческие коллегии
понтифики – главная жреческая коллегия рима. устанавливали годичный календарь, в том числе дни праздников. вели летопись гражданских и военных событий. при тесной связи религии и юриспруденции выносили важные судебные решения
авгуры – совершали гадания-ауспиции (по полёту птиц)
гаруспики – римские жрецы, совершавшие гадания типа по внутренностям жертвенных животных
фециалы – римская коллегия жрецов-охранителей международного права
салии – жрецы, хранившие двенадцать священных щитов марса (ancilia), один из которых упал с неба. на мартовский праздник марса исполняли военный танец с песнями
арвальские братья (fratres arvales) – жрецы земледельческого культа богини дии
фламины («возжигатели») – название жрецов, каждый из которых считался главой служения тому или иному богу. особенно важны были три великих фламина: главный жрец юпитера (flamen dialis), главный жрец марса (flamen martialis) и главный жрец квирина (flamen quirinalis).
весталки – девственные жрицы богини весты, поддерживавшие неугасимый огонь на очаге её храма
Размах восстания встревожил Петербург. Напуганные царские власти хотели решительных действий по его подавлению. 10 июня 1869 г. военный министр Милютин потребовал положить конец восстанию в Уральской и Тургайской областях.
Основные силы карательной экспедиции возглавил сам военный губернатор Уральской области Н. А. Веревкин, под командованием которого был войсковой отряд, насчитывающий свыше 1700 человек. В результате умеренная часть восставших отделилась и явилась в 20-х числах июля к Веревкину с «изъявлением покорности». Повстанцы отступили на юг в безводную пустыню. Каратели Веревкина, подполковника Рукина, графа Комаровского в «поиске непокорных аулов» беспощадно расправились со всеми пойманными. Перед вооруженными силами правительства разобщенные повстанцы потерпели поражение.
Восстание было подавлено. Основную массу восставших составляли бедные казахи, шаруа, которые несли все тяготы колонизации. Участвовали в нем практически все слои общества во главе с родовыми правителями, например, султан Хангали Арсланов возглавил отряд повстанцев. Но султаны, бии и старшины проявили непоследовательность и не оправдали надежд восставших. После подавления восстания каратели устроили расправу над его участниками.
Размах восстания в Тургайской и Уральской областях встревожил местные власти и царское правительство. На подавление восстания в Степь были отправлены значительные карательные силы. Прибыли военные части из Петербурга, Москвы, Харькова и Казани. Общая численность карательных войск составила уже около 5000 человек. В Уральской области действовали отряды майора М. Веревкина и подполковника Рукина.
Вследствие слабой организованности, стихийности, наличия разногласий между отдельными руководителями повстанцы потерпели поражение. И, конечно, как и в предыдущих выступлениях, непоследовательность и предательство временно принявших участие в восстании ряда старшин сравнительно быстрому подавлению восстания.
Несмотря на самоотверженное сопротивление, восстание было подавлено. Мангистау заняли царские войска. Руководители восстания И. Тленбаев и Д. Тажиев, преследуемые карателями, в декабре 1870 г. ушли со своими сторонниками в пределы Хивинского ханства. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тыс. баранов. Таким образом, выступление небольшой группы адаевцев против отряда Рукина переросло в восстание с участием до 6 тыс. человек, достигшее позднее 10 тыс., то есть практически значительной части населения полуострова. Российские правители сами вынуждены были признать, что «в данном случае на Мангышлаке приходилось не умиротворять и наказывать возмутившуюся провинцию, а вновь завоевывать». Однако в 1873 г. вновь произошло выступление адаевцев, так как для подготовки к походу на Хиву власти стали изымать у них верблюдов.