О мусульманских школах в степном крае в конце ХІХ - начале ХХ веков
Рост религиозного сознания казахов проявлялся в конце XIX в. увеличением числа мусульманских школ, числа грамотных мулл из среды казахов, паломников в Мекку. Похвальное отношение к стремлению к знаниям отражено во многих аятах Корана и хадисах Мухаммеда. Так, в Коране сказано: «Аллах возвысит на много ступеней тех из вас, ... которым дано знание ...». Следующие слова Мухаммеда свидетельствуют о достоинстве знаний и их приобретения: «... нет дара лучшего средь всех даров ребенку от отца, нежели образование»; «Для того, кто вступит на путь в поисках знания, Аллах облегчит путь, ведущий к раю» [1].
Расширение сети учебных заведений наблюдалось во второй половине XIX в. в связи с развитием капиталистических отношений и растущими потребностиями в образованных людях. Для административно-чиновничьего аппарата и хозяйственного освоения природных богатств края нужны были грамотные, квалифицированные кадры.
Тезис об однопроцентном уровне грамотности среди казахского населения к моменту установления Советской власти на сегодняшний день опровергнут многими исследователями. Мы полностью разделяем мнение Ж.К.Касымбаева о том, что упомянутый подсчет учитывал «лишь грамотных лиц, получивших образование в русских или русско-казахских школах, сознательно упуская из вида обучавшихся в конфессиональных школах» [2].
«Трудно сказать, — пишет А.Букейханов, — какой процент казахов был грамотен, так как обучение велось тайно». Администрация требовала, чтобы в казахских мектебах учитель знал русский язык. Кроме того, для того чтобы открыть школу или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое, обыкновенно не давалось. В результате этого и мектебы и мечети устраивались нелегально [3].
Тургайский губернатор Я.О.Барабаш, указывал, что «в киргизской степи существует много тайных магометанских школ, находящихся под руководством фанатичных мулл.» [4, 160-161].
Низкий уровень делопроизводства и издержки начальной стадии организации статистических органов в Российской империи также обусловили бессистемную информацию по исследуемому вопросу. В ряде официальных документов встречаются сведения о безуспешных попытках сбора информации о количестве мусульманских мектебов и медресе. Например, в 1893 г. Статистическая комиссия Императорского Вольного экономического общества разработала Инструкцию и Анкету к переписи «магометанских школ», во вступительном слове которой говорилось: «Просим дать разъяснения о числе магометанских школ в вверенном Вам районе. В случае, если не представится возможным собрать точные сведения, то Комиссия просит сообщить хотя бы о числе лиц, занимающихся обучением среди магометанского населения» [4, 11].
Лишь незначительная часть местных чиновников смогли предоставить сведения по данной анкете. Сведения были крайне скудными. Например, в одном из рапортов сообщалось: «инородное управление имеет честь донести Вашему высокоблагородию, что медресе и мектебе в здешней волости нет, а дети инородцев учатся частным порядком у мулл.» [4, 6].
Царская администрация не в состоянии была уследить «все мелкие, потайные школы в аулах. Татары-грамотеи летом торгуют, а зимой останавливаются в каком-нибудь ауле, обучают казахских детей магометанской грамоте, кто может уследить такие малейшие импровизируемые школы», — писала С.Чечерина [4, 18].
Определить точное количество мектебов и медресе и тенденции их развития в Казахстане представляется сложным также ввиду особенностей кочевого образа жизни.
По данным Н.М.Ядринцева, в 1880 г. число «магометанских» школ в Западной Сибири составляло 51, в которых учились 1370 лиц мужского пола и 300 — женского [5].
Статистические сведения по Степному краю более ли менее достоверные содержатся в материалах экспедиции Щербины, хотя и они не показывают полную картину грамотности в Крае, а только по двум уездам (табл. 1) [6].
Восточное направление. Присоединение и освоение новых земель
Золотая Орда распалась на много отдельных государственных образований, среди которых были Казанское ханство и Астраханское ханство, которые постоянно представляли угрозу русским землям. Под их контролем находился Волжский торговый путь. Кроме того, в получении этих плодородных земель было заинтересовано дворянство. Жившие на этих территориях марийцы, мордва, чуваши, стремились освободиться от ханской зависимости. Подчинить эти ханство представлялось возможным только двумя : посадить там своих ставленников или завоевать их. Дипломатические усилия не принесли результатов, и в 1552 году, 150-тысячное войско Ивана IV подошло к стенам Казани. Казань, по тем временам, считалась очень хорошей военной крепостью. Царь провел подготовительные мероприятия. Недалеко от Углича была построена деревянная крепость, которую потом разобрали и сплавили по Волге до впадения в нее Свияги. Затем, в30 км. От Казани, разобранную крепость собрали вновь, которая положила начало новому городу – Свияжску, ставшему опорным пунктом в борьбе за Казань. Иван Григорьевич Выродков, талантливый мастер, руководил всеми работами по сооружению крепости, сооружением минных подкопов и осадных при при штурме Казани.
Штурм Казани начался 1 октября 1552 года. Часть стены Казанского кремля была разрушена в результате взрыва 48 бочек пороха, предварительно заложенных в подкопах. Через проломы в стене русские войска ворвались в город. Хан Ядигир-Магмет был пленен. Казань была взята. Впоследствии, хан крестился, получил имя Симеон Касаевич, стал активным союзником царя и владельцем Звенигорода.
Астрахань была присоединена в 1556 году. Чувашия и часть Башкирии добровольно вошли в состав России в 1557 году. Ногайская Орда, также выделившаяся из Золотой Орды, признала зависимость от России. Название свое государство получило по имени правителя Ногая, а ее территории охватывали степные районы от Волги до Иртыша. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.
Предпосылками продвижения в Сибирь стало присоединение Казанского и Астраханского ханств. Освоение Сибири связано с купцами из рода Строгановых, которые получили от царя грамоты на владения землями по реке Тоболу. На свои деньги они снарядили отряд из вольных казаков, по разным источникам, от 600 до 840 человек, во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 году Ермак отправился на покорение Сибири. Уже через год, Кучум, хан Сибирского ханства, был разбит. Также, казаки захватили и столицу Сибирского ханства – Кашлык (Искер) . Население присоединённых территорий было платить русскому царю – ясак – натуральный оброк мехом.
Южное направление.
На южном направлении стояла задача перед государством – укрепление южных границ от набегов крымских ханов. С этой целью начинается освоение плодородных земель Дикого поля. Появились засечные черты – оборонительные линии, состоявшие из завалов леса (засека) , в промежутки которых ставили деревянные крепости (остроги) , закрывавшие проход татарской коннице в засеках. Так появились Тульская, Белгородская засечные черты.
Рост религиозного сознания казахов проявлялся в конце XIX в. увеличением числа мусульманских школ, числа грамотных мулл из среды казахов, паломников в Мекку. Похвальное отношение к стремлению к знаниям отражено во многих аятах Корана и хадисах Мухаммеда. Так, в Коране сказано: «Аллах возвысит на много ступеней тех из вас, ... которым дано знание ...». Следующие слова Мухаммеда свидетельствуют о достоинстве знаний и их приобретения: «... нет дара лучшего средь всех даров ребенку от отца, нежели образование»; «Для того, кто вступит на путь в поисках знания, Аллах облегчит путь, ведущий к раю» [1].
Расширение сети учебных заведений наблюдалось во второй половине XIX в. в связи с развитием капиталистических отношений и растущими потребностиями в образованных людях. Для административно-чиновничьего аппарата и хозяйственного освоения природных богатств края нужны были грамотные, квалифицированные кадры.
Тезис об однопроцентном уровне грамотности среди казахского населения к моменту установления Советской власти на сегодняшний день опровергнут многими исследователями. Мы полностью разделяем мнение Ж.К.Касымбаева о том, что упомянутый подсчет учитывал «лишь грамотных лиц, получивших образование в русских или русско-казахских школах, сознательно упуская из вида обучавшихся в конфессиональных школах» [2].
«Трудно сказать, — пишет А.Букейханов, — какой процент казахов был грамотен, так как обучение велось тайно». Администрация требовала, чтобы в казахских мектебах учитель знал русский язык. Кроме того, для того чтобы открыть школу или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое, обыкновенно не давалось. В результате этого и мектебы и мечети устраивались нелегально [3].
Тургайский губернатор Я.О.Барабаш, указывал, что «в киргизской степи существует много тайных магометанских школ, находящихся под руководством фанатичных мулл.» [4, 160-161].
Низкий уровень делопроизводства и издержки начальной стадии организации статистических органов в Российской империи также обусловили бессистемную информацию по исследуемому вопросу. В ряде официальных документов встречаются сведения о безуспешных попытках сбора информации о количестве мусульманских мектебов и медресе. Например, в 1893 г. Статистическая комиссия Императорского Вольного экономического общества разработала Инструкцию и Анкету к переписи «магометанских школ», во вступительном слове которой говорилось: «Просим дать разъяснения о числе магометанских школ в вверенном Вам районе. В случае, если не представится возможным собрать точные сведения, то Комиссия просит сообщить хотя бы о числе лиц, занимающихся обучением среди магометанского населения» [4, 11].
Лишь незначительная часть местных чиновников смогли предоставить сведения по данной анкете. Сведения были крайне скудными. Например, в одном из рапортов сообщалось: «инородное управление имеет честь донести Вашему высокоблагородию, что медресе и мектебе в здешней волости нет, а дети инородцев учатся частным порядком у мулл.» [4, 6].
Царская администрация не в состоянии была уследить «все мелкие, потайные школы в аулах. Татары-грамотеи летом торгуют, а зимой останавливаются в каком-нибудь ауле, обучают казахских детей магометанской грамоте, кто может уследить такие малейшие импровизируемые школы», — писала С.Чечерина [4, 18].
Определить точное количество мектебов и медресе и тенденции их развития в Казахстане представляется сложным также ввиду особенностей кочевого образа жизни.
По данным Н.М.Ядринцева, в 1880 г. число «магометанских» школ в Западной Сибири составляло 51, в которых учились 1370 лиц мужского пола и 300 — женского [5].
Статистические сведения по Степному краю более ли менее достоверные содержатся в материалах экспедиции Щербины, хотя и они не показывают полную картину грамотности в Крае, а только по двум уездам (табл. 1) [6].
Восточное направление. Присоединение и освоение новых земель
Золотая Орда распалась на много отдельных государственных образований, среди которых были Казанское ханство и Астраханское ханство, которые постоянно представляли угрозу русским землям. Под их контролем находился Волжский торговый путь. Кроме того, в получении этих плодородных земель было заинтересовано дворянство. Жившие на этих территориях марийцы, мордва, чуваши, стремились освободиться от ханской зависимости. Подчинить эти ханство представлялось возможным только двумя : посадить там своих ставленников или завоевать их. Дипломатические усилия не принесли результатов, и в 1552 году, 150-тысячное войско Ивана IV подошло к стенам Казани. Казань, по тем временам, считалась очень хорошей военной крепостью. Царь провел подготовительные мероприятия. Недалеко от Углича была построена деревянная крепость, которую потом разобрали и сплавили по Волге до впадения в нее Свияги. Затем, в30 км. От Казани, разобранную крепость собрали вновь, которая положила начало новому городу – Свияжску, ставшему опорным пунктом в борьбе за Казань. Иван Григорьевич Выродков, талантливый мастер, руководил всеми работами по сооружению крепости, сооружением минных подкопов и осадных при при штурме Казани.
Штурм Казани начался 1 октября 1552 года. Часть стены Казанского кремля была разрушена в результате взрыва 48 бочек пороха, предварительно заложенных в подкопах. Через проломы в стене русские войска ворвались в город. Хан Ядигир-Магмет был пленен. Казань была взята. Впоследствии, хан крестился, получил имя Симеон Касаевич, стал активным союзником царя и владельцем Звенигорода.
Астрахань была присоединена в 1556 году. Чувашия и часть Башкирии добровольно вошли в состав России в 1557 году. Ногайская Орда, также выделившаяся из Золотой Орды, признала зависимость от России. Название свое государство получило по имени правителя Ногая, а ее территории охватывали степные районы от Волги до Иртыша. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.
Предпосылками продвижения в Сибирь стало присоединение Казанского и Астраханского ханств. Освоение Сибири связано с купцами из рода Строгановых, которые получили от царя грамоты на владения землями по реке Тоболу. На свои деньги они снарядили отряд из вольных казаков, по разным источникам, от 600 до 840 человек, во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 году Ермак отправился на покорение Сибири. Уже через год, Кучум, хан Сибирского ханства, был разбит. Также, казаки захватили и столицу Сибирского ханства – Кашлык (Искер) . Население присоединённых территорий было платить русскому царю – ясак – натуральный оброк мехом.
Южное направление.
На южном направлении стояла задача перед государством – укрепление южных границ от набегов крымских ханов. С этой целью начинается освоение плодородных земель Дикого поля. Появились засечные черты – оборонительные линии, состоявшие из завалов леса (засека) , в промежутки которых ставили деревянные крепости (остроги) , закрывавшие проход татарской коннице в засеках. Так появились Тульская, Белгородская засечные черты.