борьба за возвращение независимости Казанского ханства. После взятия Казани русские войска не контролировали полностью территорию бывшего ханства. Продолжались нападения на русских гонцов, купцов и служилых людей, происходили убийства сборщиков налогов. Карательные экспедиции, отправляемые из Свияжска и Казани, были не всегда успешными. В конце 1552 года вспыхнуло настоящее восстание. Восставшие разгромили несколько небольших русских отрядов. 10 марта 1553 года был разгромлен отряд воеводы Бориса Салтыкова, 400 убитых стрельцов и 500 казаков. Сам воевода был пленён и убит. Массовые казни восставших не могли прекратить повстанческое движение. Центром восстания стал город Чалым. Мятежники даже восстановили ханскую власть: на престол был приглашен один из ногайских князей Али-Акрам, прибывший с отрядом в 300 ногайцев. В 1553 году против мятежников были направлены силы под командованием Даниила Адашева, а также войска князя Микулинского, которые действовали по реке Кама. К концу года восстание было почти прекращено.
3)Жестокий и кровавый 16век стал поворотным в истории Поволжья.По воле своей исторической судьбы марийский народ оказался в эпицентре происходивших на востоке Европы событий и был втянут в противоборство между Россией,Казанским,Астроханским,Сибирским и Крымским ханствами,Ногайской ордой и Османской империей.Однако марийцы не стали исполнителями чужой воли.Вступив на политическую арену , они сыграли в 16в.заметную роль , заставив считаться с собой всех соседей , включая и могущественные державы.Ожесточённым и длительным сопротивлением левобережные марийцы значительно затруднило утверждение Российского государства в Поволжье и Приуралье...
Как же обьяснить этот черемисский феномен? Почему марийцы проявили невиданное , поражающее современников , упорство в сопротивлении завоеванию? Почему ни один народ Поволжья , даже привыкшие к военному делу и более многочисленные татары , имевшие к тому же и свою государственность ,не явили столько воли к сопротивлению как марийцы?
По нашему мнению , разгадка черемисского феномена состоит в уникальности социально-политического строя , присущего марийскому обществу . В 13-16вв. в нём протекал процесс разложения родовых и становление классовых отношений , большое значение имела военно-демократическая организация , при которой ещё сохраняется коллективизм и первобытная демократия , хотя значительную силу приобрела власть военных вождей.На этом этапе социального развития народы обычно обладают повышенной воинственностью...
Играя исключительно важную роль в происходивших в Поволжье событиях ,марийцы ,между тем не вписывались в феодальную систему ни России , ни Казанского ханства.Они совершенно по иному отнеслись к факту присоединения Поволжья к России ,чем прочие народы региона.Татары ,несмотря на утрату собственной государственности, очень быстро ,в соответствии с этикой феодального вассалитета ,стали воспринимать Россию не как этнического врага , а как могущественного синьора-покровителя. Это объясняет относительно слабое участие татар в антироссийских восстаниях второй половины 16в. и их массовое поступление на царскую службу.Для марийцев же , ещё не порвавших с родовым строем , многие принятые в феодальных обществах этические принципы ,правила изаконы не были приемлимы. Их мировозрение неразрывно связывало утрату независимости с крушением того мира , котрым они жили.
Неприятие новых реалий выразилось в длительном и ожесточённом сопротивлении , могущественному феодальному государству.Самоотверженно отстаивая свою свободу и самобытность , марийцы остались одни и потерпели поражение".
Одним из главных этапов развития культуры на Руси является принятие христианства. Появились первые монастыри и школы, работающие при церкви. На территории Руси начались строительства храмов из камня.
В Х веке приступают к строительству Десятинной церкви, которая, к сожалению, не сохранилась до сегодняшних дней. В XI веке в городе Киев сооружают Софийский собор, а приблизительно в то же время Преображенский в городе Чернигов. Строительство храмов набирает обороты. В городе Владимир возводят сразу два собора: Дмитриевский и Успенский. А недалеко от Дмитриевского собора строят храм Покрова на Нерли. Церковь на Нередице занимает свое место в Новгороде, а Георгиевский собор появляется в Юрьеве-Польском. На Ярославовом дворище приступают к строительству собора святого Николы.
Одним из главных памятников живописи по праву считают Киевский Софийский собор. Главные его достопримечательности – фрески. В соборе находятся такие памятники живописи как иконы Нерукотворный» и «Георгий Воин» , мозаики «Святые Лаврентий и Василий» и «Дмитрий Солунский» .
Первое действительно крупное литературное произведение появляется в XI веке – это «Слово о законе и благодати» , которое написал митрополит Илларион, а в 1073 году составили первый сборник, в котором были собраны цитаты, сделал это Святослав Ярославич. Литература развивается, и образуется такой жанр – житийный. В первую очередь стоит отметить работы летописца Нестора — «Житие Феодосия Печерского» и «Сказание о Борисе и Глебе» .
Первая летопись на Руси создается в первой половине XII века — «Повесть временных лет» . Затем Владимир Мономах написал «Поучение» , которое посвящал своим сыновьям. Появляются летописи «моление» и «слово» автора Заточника. В конце XII века создается самое значимое произведение, дошедшее до наших дней — «Слово о полку Игореве».
1)Причина
борьба за возвращение независимости Казанского ханства. После взятия Казани русские войска не контролировали полностью территорию бывшего ханства. Продолжались нападения на русских гонцов, купцов и служилых людей, происходили убийства сборщиков налогов. Карательные экспедиции, отправляемые из Свияжска и Казани, были не всегда успешными. В конце 1552 года вспыхнуло настоящее восстание. Восставшие разгромили несколько небольших русских отрядов. 10 марта 1553 года был разгромлен отряд воеводы Бориса Салтыкова, 400 убитых стрельцов и 500 казаков. Сам воевода был пленён и убит. Массовые казни восставших не могли прекратить повстанческое движение. Центром восстания стал город Чалым. Мятежники даже восстановили ханскую власть: на престол был приглашен один из ногайских князей Али-Акрам, прибывший с отрядом в 300 ногайцев. В 1553 году против мятежников были направлены силы под командованием Даниила Адашева, а также войска князя Микулинского, которые действовали по реке Кама. К концу года восстание было почти прекращено.
3)Жестокий и кровавый 16век стал поворотным в истории Поволжья.По воле своей исторической судьбы марийский народ оказался в эпицентре происходивших на востоке Европы событий и был втянут в противоборство между Россией,Казанским,Астроханским,Сибирским и Крымским ханствами,Ногайской ордой и Османской империей.Однако марийцы не стали исполнителями чужой воли.Вступив на политическую арену , они сыграли в 16в.заметную роль , заставив считаться с собой всех соседей , включая и могущественные державы.Ожесточённым и длительным сопротивлением левобережные марийцы значительно затруднило утверждение Российского государства в Поволжье и Приуралье...
Как же обьяснить этот черемисский феномен? Почему марийцы проявили невиданное , поражающее современников , упорство в сопротивлении завоеванию? Почему ни один народ Поволжья , даже привыкшие к военному делу и более многочисленные татары , имевшие к тому же и свою государственность ,не явили столько воли к сопротивлению как марийцы?
По нашему мнению , разгадка черемисского феномена состоит в уникальности социально-политического строя , присущего марийскому обществу . В 13-16вв. в нём протекал процесс разложения родовых и становление классовых отношений , большое значение имела военно-демократическая организация , при которой ещё сохраняется коллективизм и первобытная демократия , хотя значительную силу приобрела власть военных вождей.На этом этапе социального развития народы обычно обладают повышенной воинственностью...
Играя исключительно важную роль в происходивших в Поволжье событиях ,марийцы ,между тем не вписывались в феодальную систему ни России , ни Казанского ханства.Они совершенно по иному отнеслись к факту присоединения Поволжья к России ,чем прочие народы региона.Татары ,несмотря на утрату собственной государственности, очень быстро ,в соответствии с этикой феодального вассалитета ,стали воспринимать Россию не как этнического врага , а как могущественного синьора-покровителя. Это объясняет относительно слабое участие татар в антироссийских восстаниях второй половины 16в. и их массовое поступление на царскую службу.Для марийцев же , ещё не порвавших с родовым строем , многие принятые в феодальных обществах этические принципы ,правила изаконы не были приемлимы. Их мировозрение неразрывно связывало утрату независимости с крушением того мира , котрым они жили.
Неприятие новых реалий выразилось в длительном и ожесточённом сопротивлении , могущественному феодальному государству.Самоотверженно отстаивая свою свободу и самобытность , марийцы остались одни и потерпели поражение".
Бахтин"15-16века в истории марийского края"
Объяснение:
В Х веке приступают к строительству Десятинной церкви, которая, к сожалению, не сохранилась до сегодняшних дней. В XI веке в городе Киев сооружают Софийский собор, а приблизительно в то же время Преображенский в городе Чернигов.
Строительство храмов набирает обороты. В городе Владимир возводят сразу два собора: Дмитриевский и Успенский. А недалеко от Дмитриевского собора строят храм Покрова на Нерли. Церковь на Нередице занимает свое место в Новгороде, а Георгиевский собор появляется в Юрьеве-Польском. На Ярославовом дворище приступают к строительству собора святого Николы.
Одним из главных памятников живописи по праву считают Киевский Софийский собор. Главные его достопримечательности – фрески. В соборе находятся такие памятники живописи как иконы Нерукотворный» и «Георгий Воин» , мозаики «Святые Лаврентий и Василий» и «Дмитрий Солунский» .
Первое действительно крупное литературное произведение появляется в XI веке – это «Слово о законе и благодати» , которое написал митрополит Илларион, а в 1073 году составили первый сборник, в котором были собраны цитаты, сделал это Святослав Ярославич. Литература развивается, и образуется такой жанр – житийный. В первую очередь стоит отметить работы летописца Нестора — «Житие Феодосия Печерского» и «Сказание о Борисе и Глебе» .
Первая летопись на Руси создается в первой половине XII века — «Повесть временных лет» . Затем Владимир Мономах написал «Поучение» , которое посвящал своим сыновьям. Появляются летописи «моление» и «слово» автора Заточника. В конце XII века создается самое значимое произведение, дошедшее до наших дней — «Слово о полку Игореве».