Выдающимися казахского народа по праву являются Абай Кунанбаев, Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин идеи Абая были подхвачены по эстафете и развиты интеллигенцией начала ХХ в. Национальную интеллигенцию начала ХХ в. называют представителями нового Новое динамично обогащалось передовыми для своего времени идеями: утверждение национального самосознания, поиски путей переустройства традиционного общества, отстаивание интересов своего народа с применением новых политических методов и средств борьбы.
В 1920-е годы наблюдается активный процесс привлечения национальной интеллигенции в государственный аппарат управления по налаживанию социально-экономического и культурного развития республики. Вовлекались в общественную работу представители алашской интеллигенции.
Народное образование в 1920-е годы испытывало острый недостаток учителей и учебников. Так, в документах «татаро-киргизской» секции Сибнаробраза, которая была организована в июне 1920 г., постоянно отмечается трудное положение с учительскими кадрами, с обеспечением школ: «Острая нужда в работниках из киргиз (казахов. — Ж.О.)» [1]. «Вообще недостаток литературы, учебников и другого материала на киргизском языке. Принимая во внимание печальное положение, секция отпустила на каждую школу по одному татарскому учебнику» [2].
Так, активное участие в создании учебников на казахском языке приняли видные учёные, общественные деятели, поэты, писатели края. В этой связи архивные материалы свидетельствуют о следующем. Согласно протоколу № 2 Объединённого совещания, созванный Народным комиссариатом и членом Редакционной коллегии при Госиздате КазССР Ахмедом Байтурсыновым по во составления и перевода учебников на киргизском (казахском) языке для Киргизской единой трудовой школы 1-й и 2-й ступеней, которое было проведено 31 января 1921 г., Магжану Жумабаеву было поручено «составить хрестоматии для чтения, синтаксис и теорию словесности киргизского языка»; а также «поручить перевод киргизской истории и педагогики» [3, лл. 11-12, 26-27].
Магжан Жумабаев — поэт, общественный деятель Северного Казахстана — принял активное участие в казахского народа. Весной 1918 г. Казахским отделом Омского уездного земского комитета М.Жумабаев был назначен директором двухгодичных курсов по подготовке учителей для казахских аулов. С установлением в 1919 г. в г. Омске Советской власти он работает в национальном подотделе Губернского отдела народного образования, проводит в селе Полтавка трёхмесячные курсы по подготовке учителей. Вскоре переходит на работу в редакцию газеты «Бостандык туы», затем переезжает в город Петропавловск и становится директором Петропавловских курсов по подготовке «красных учителей» [4].
В 1920 г. в городе Омске по поручению Сибревкома была образована литературная группа (коллегия) «для широкого осведомления населения» о Кирреспублике во главе с Магжаном Жумабаевым, в котором также приняли участие и другие представители общественности города: Г.Токжанов, Т.Тельжанов, Б.Айбасов, Серкебаев, К.Кеменгеров, Фазылов, М.Сеитов и Х.Какенев [3, лл. 30-32].
К.Кеменгеров — видный общественный деятель Северного Казахстана начала ХХ в. Редактор журнала «Балапан», член культурно объединения казахской молодёжи «Бірлік» в г. Омске. Кеменгеров был активным организатором комитетов Алаш-Орды, редактором алашордынской газеты «Жас азамат». В Омске он закончил ветеринарно-фельдшерскую школу, сельскохозяйственное училище, с 1920 г. его отзывают в Петропавловск на учительскую работу. Здесь он активно публикует и ставит свои пьесы, печатается в газетах «Бостандык туы», издает очерк «История Казахстана», над которым работал ещё в период пребывания в Омске [5].
Кошке Кеменгеров принял активное участие в составлении учебников на родном языке. Согласно архивным материалам в марте 1921 г. представительство Автономной республики при Сибревкоме телеграфировало из Омска в Оренбург: «Товарищи Кеменгеров и Айбасов, изъявляя своё согласие, приступили к составлению киручебника по естествознанию. Снабдите их необходимыми указаниями. — Айтиев». На имя А.Айтиева тут же последовал телеграфный ответ: «Обязанность Кеменгерова и Айбасова временно составить учебник по естествознанию в объеме программы бывших начальных училищ. Пособием могут служить учебники Троянского и других. — Нарком Байтурсынов»
Основной причиной восстания в Букеевской орде под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова была земельная теснота (шаруа) в результате отсутствия достаточного количества пастбищ. Количество годных земель неуклонно сокращалось. Земли, расположенные по Большому и Малому Узеню и вокруг Камыш-Самарских озёр, пригодные для земледелия регулярно изымались под казачьи хутора. Оставшиеся земли распределялись неравномерно, основные пастбища оставлялись за ханом Жангиром и его приближенными. Положение осложнял запрет на переход через Урал и выпас вдоль его поймы. Отчаявшиеся прокормить свои семьи и добиться более справедливого распределения земель шаруа принялись в открытую грабить скот в султанских и ханских кочевьях.
Выдающимися казахского народа по праву являются Абай Кунанбаев, Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин идеи Абая были подхвачены по эстафете и развиты интеллигенцией начала ХХ в. Национальную интеллигенцию начала ХХ в. называют представителями нового Новое динамично обогащалось передовыми для своего времени идеями: утверждение национального самосознания, поиски путей переустройства традиционного общества, отстаивание интересов своего народа с применением новых политических методов и средств борьбы.
В 1920-е годы наблюдается активный процесс привлечения национальной интеллигенции в государственный аппарат управления по налаживанию социально-экономического и культурного развития республики. Вовлекались в общественную работу представители алашской интеллигенции.
Народное образование в 1920-е годы испытывало острый недостаток учителей и учебников. Так, в документах «татаро-киргизской» секции Сибнаробраза, которая была организована в июне 1920 г., постоянно отмечается трудное положение с учительскими кадрами, с обеспечением школ: «Острая нужда в работниках из киргиз (казахов. — Ж.О.)» [1]. «Вообще недостаток литературы, учебников и другого материала на киргизском языке. Принимая во внимание печальное положение, секция отпустила на каждую школу по одному татарскому учебнику» [2].
Так, активное участие в создании учебников на казахском языке приняли видные учёные, общественные деятели, поэты, писатели края. В этой связи архивные материалы свидетельствуют о следующем. Согласно протоколу № 2 Объединённого совещания, созванный Народным комиссариатом и членом Редакционной коллегии при Госиздате КазССР Ахмедом Байтурсыновым по во составления и перевода учебников на киргизском (казахском) языке для Киргизской единой трудовой школы 1-й и 2-й ступеней, которое было проведено 31 января 1921 г., Магжану Жумабаеву было поручено «составить хрестоматии для чтения, синтаксис и теорию словесности киргизского языка»; а также «поручить перевод киргизской истории и педагогики» [3, лл. 11-12, 26-27].
Магжан Жумабаев — поэт, общественный деятель Северного Казахстана — принял активное участие в казахского народа. Весной 1918 г. Казахским отделом Омского уездного земского комитета М.Жумабаев был назначен директором двухгодичных курсов по подготовке учителей для казахских аулов. С установлением в 1919 г. в г. Омске Советской власти он работает в национальном подотделе Губернского отдела народного образования, проводит в селе Полтавка трёхмесячные курсы по подготовке учителей. Вскоре переходит на работу в редакцию газеты «Бостандык туы», затем переезжает в город Петропавловск и становится директором Петропавловских курсов по подготовке «красных учителей» [4].
В 1920 г. в городе Омске по поручению Сибревкома была образована литературная группа (коллегия) «для широкого осведомления населения» о Кирреспублике во главе с Магжаном Жумабаевым, в котором также приняли участие и другие представители общественности города: Г.Токжанов, Т.Тельжанов, Б.Айбасов, Серкебаев, К.Кеменгеров, Фазылов, М.Сеитов и Х.Какенев [3, лл. 30-32].
К.Кеменгеров — видный общественный деятель Северного Казахстана начала ХХ в. Редактор журнала «Балапан», член культурно объединения казахской молодёжи «Бірлік» в г. Омске. Кеменгеров был активным организатором комитетов Алаш-Орды, редактором алашордынской газеты «Жас азамат». В Омске он закончил ветеринарно-фельдшерскую школу, сельскохозяйственное училище, с 1920 г. его отзывают в Петропавловск на учительскую работу. Здесь он активно публикует и ставит свои пьесы, печатается в газетах «Бостандык туы», издает очерк «История Казахстана», над которым работал ещё в период пребывания в Омске [5].
Кошке Кеменгеров принял активное участие в составлении учебников на родном языке. Согласно архивным материалам в марте 1921 г. представительство Автономной республики при Сибревкоме телеграфировало из Омска в Оренбург: «Товарищи Кеменгеров и Айбасов, изъявляя своё согласие, приступили к составлению киручебника по естествознанию. Снабдите их необходимыми указаниями. — Айтиев». На имя А.Айтиева тут же последовал телеграфный ответ: «Обязанность Кеменгерова и Айбасова временно составить учебник по естествознанию в объеме программы бывших начальных училищ. Пособием могут служить учебники Троянского и других. — Нарком Байтурсынов»
Объяснение:
Основной причиной восстания в Букеевской орде под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова была земельная теснота (шаруа) в результате отсутствия достаточного количества пастбищ. Количество годных земель неуклонно сокращалось. Земли, расположенные по Большому и Малому Узеню и вокруг Камыш-Самарских озёр, пригодные для земледелия регулярно изымались под казачьи хутора. Оставшиеся земли распределялись неравномерно, основные пастбища оставлялись за ханом Жангиром и его приближенными. Положение осложнял запрет на переход через Урал и выпас вдоль его поймы. Отчаявшиеся прокормить свои семьи и добиться более справедливого распределения земель шаруа принялись в открытую грабить скот в султанских и ханских кочевьях.