Варварское завоевание Римской империи в V в. привело к упадку античной культуры. Переход к натуральному хозяйству, нарушение торговых связей ограничивали кругозор людей того времени.Христианство, ставшее в IV в. государственной религией, оказывало огромное воздействие на культурную жизнь общества, формировало государственную идеологию. При организации монастырских школ, необходимых для обучения духовенства, церковь использовала некоторые достижения античности. В VI в. мыслители Боэций и Кассиодор разделили "семь свободных искусств", составлявших основу образования в античной школе, на две части: тривиум(грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (геометрия, арифметика, астрономия и музыка).
В 1968 г. почти восемь месяцев Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) переживала период глубоких перемен, беспрецедентных в истории коммунистического движения. Эти преобразования стали закономерным результатом нарастающего кризиса в этой относительно благополучной и развитой стране, в политической культуре которой глубоко укоренились преимущественно демократические традиции. Процесс демократизации в Чехословакии, подготовленный реформистски настроенными силами внутри КПЧ, в течение ряда лет шел почти незаметно для большинства аналитиков и политических деятелей Запада и Востока, в том числе и для советских руководителей. Они неверно истолковали характер политического конфликта внутри КПЧ в конце 1967 г., который привел к смещению в январе 1968 г. первого секретаря Президиума ЦК КПЧ А. Новотного. Вместо него был избран А. Дубчек, выпускник Высшей партийной школы при ЦК КПСС, прекрасно говоривший по-русски.