До революции казаков было принято считать войском особого рода, в основном конным, которое отличалось от регулярной, то есть "правильной", кавалерии, тем, что казаки снаряжались за свой счет, а не за счет казны и воевали, используя особые тактические приемы. Долго бытовало мнение, что казачество сложилось на окраинах Московской Руси из беглых людей в XVI столетии, когда степи освободились от татар Золотой Орды. Никто не слушал возражение самих казаков, которые никогда не считали себя потомками беглых. Не слушали и ученые — и тех, кто занимаясь исследованием казачества, обнаруживал очень многое в культуре, быте, языке, чего никакие беглые занести в степи не могли. Это относилось к исследованиям археологов, антропологов, этнографов, историков и лингвистов.
Чтобы понять сущность казачества, особенности его образа жизни преданной службы царю и отечеству, воинской доблести и славы, необходимо вникнуть в систему воспитания детей казаков и прежде всего мальчиков. Формировать особый дух казачества начинали с младенчества. Обряды традиции, празднования особых жизненных событий, связанных со становлением характера казачонка, передавалось из поколения в поколения.
Как правило, лет с трех-пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти. Сначала пускали тонкой струйкой воду и " и ставили руку", чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. Потом учили "рубить лозу", сидя на коновязи — на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому оседланном. Рукопашному бою учили с трех лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приемы. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот.
С раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача — слушать и запоминать. Так народ сохранял свою историю. Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал кратко и просто: " Я там был!". Но самой главной задачей казачонка была всегда учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны по имени всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравляли с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени — отчеству…
Замуж в те времена выдавали рано, а замужеству еще предшествовало сватовство. Казаки народ гордый, горячий, вооруженный. Поэтому во всех обычаях были очень сдержанны и боялись обидеть друг друга. Даже отказ сватам давался так, чтобы не оскорбить людей. Молодой казак будущую суженую мог увидеть в поле на работе, в церкви, но всегда под присмотром старших; он мог и вообще ее никогда не видеть — просто старшие решили его женить.
Фактически не дети казака, а дети казачки были беспрекословно признаваемыми членами станичного общества, что было зафиксировано даже в российских законах. Так, при отсутствии мужа родившиеся "у вдов и девок дети считались казаками". В казачке с детства воспитывали сознание того, что она будет главой дома и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи. Поэтому и звалась она гордой казачкой, что велик был груз ответственности за все казачество, лежавший на ее плечах и носимый ею с достоинством.
В домашнем быту казаков все работы исполняла женщина, с придачей в ей работника. Казак же знал только служебные наряды да походы, знал одни побежки, то на тревогу около своих городков, то на подмогу какому-нибудь кабардинскому князю, затевавшему усобицу; еще по душе ему были ночные наезды под ногайские табуны, а в ину пору молодецкие поиски на Синее море. Тут уж терцы давали уряд.
Во времена затишья казаки ходили в "гульбу", т.е. травит зверя или стрелять птиц. Около гребенских городков, в лесах, водились дикие кабаны, козы, кошки; там переплетали с ветки на ветку терские фазаны, плодились журавли с двумя хохликами и разная другая мелкая птица. С особенной охотой казаки ходили по наряду в кабардинские горы бить оленей и горных козлов, которых доставляли к царскому столу. Оставаясь дома, казаков досужее время ладил плетень, чистил ружье, вязал уздечку.
Василий Исаакович Талаш, Дед Талаш (белор. Васіль Ісакавіч Талаш; 25 декабря 1844 — 23 августа 1946 год) — участник партизанского движения в советско-польской и Великой Отечественной войнах, народный герой Беларуси, герой повести Якуба Коласа «Дрыгва» («Трясина»). Возможно, является самым пожилым участником Великой Отечественной войны.
Талаш родился 25 декабря 1844 года на белорусском Полесье, где он провёл бо́льшую часть своей жизни.
После начала советско-польской войны, несмотря на отсутствие военного опыта, принимал участие в военных действиях на стороне СССР. В 1919 году Василий Талаш создаёт партизанский отряд для борьбы с польскими войсками. В конце ноября 1919 года в Новосёлках остановилась команда польских моряков, которые по приказу должны были расширить свою военную флотилию на Припяти в районе. Совместным ударом отряда красноармейцев, а также партизан все матросы в Новосёлках были уничтожены. Сам Талаш был разведчиком 2-го батальона 417-го полка 47-й дивизии Красной Армии. Забoлел возвратным тифом и был отправлен в госпиталь в Гомеле. После очередного обострения болезни попал в прифронтовой госпиталь в Калинковичах.
Пoсле войны Талаш стал председателем Новосёлковского сельсовета, делегат VIII съезда Советов Полесской области. Из документов известно, что Талаш неоднократно в течение нескольких лет обращался в советские органы, с требованием наградить себя орденом Красного Знамени. Сотрудничал с ЧК разоблачать иностранных шпионов и вредителей. Какое-то время терроризировал Коласа, требуя часть гонорара за «Трясину». В то же время, ещё в 1936 году Василий Талаш не записался в колхоз и жил единоличником.
После начала Великой Отечественной войны он был арестован немцами, но освобожден. Вскоре после этого бежал к партизанам. Дед сумел выкрутиться, сославшись на то, что боролся с поляками — врагами немцев. Позже ушёл в партизаны. Он согласился участвовать в партизанском отряде только после того, как ему дали гектар покоса. В январе 1943 года с острова Зыслав, что на Любанщине, отправлен на самолёте на Большую землю.
В Москве посещал фабрики, заводы, государственные учреждения, военные части с агитационными рассказами о боевых делах белорусских партизан. Жил в гостинице «Москва», где и встретился с Якубом Коласом. Эта встреча была снята на кинокамеру. В конце 1943 года, Талаш возвращается в только освобождённую Новобелицу — окраину Гомеля. Потом в родную деревню Новосёлки, где и жил до конца жизни. Умер 28 августа 1946 года. Василий Талаш похоронен на Петриковском городском кладбище, на могиле установлен памятник. Вырастил двоих сыновей и трех дочерей.
До революции казаков было принято считать войском особого рода, в основном конным, которое отличалось от регулярной, то есть "правильной", кавалерии, тем, что казаки снаряжались за свой счет, а не за счет казны и воевали, используя особые тактические приемы. Долго бытовало мнение, что казачество сложилось на окраинах Московской Руси из беглых людей в XVI столетии, когда степи освободились от татар Золотой Орды. Никто не слушал возражение самих казаков, которые никогда не считали себя потомками беглых. Не слушали и ученые — и тех, кто занимаясь исследованием казачества, обнаруживал очень многое в культуре, быте, языке, чего никакие беглые занести в степи не могли. Это относилось к исследованиям археологов, антропологов, этнографов, историков и лингвистов.
Чтобы понять сущность казачества, особенности его образа жизни преданной службы царю и отечеству, воинской доблести и славы, необходимо вникнуть в систему воспитания детей казаков и прежде всего мальчиков. Формировать особый дух казачества начинали с младенчества. Обряды традиции, празднования особых жизненных событий, связанных со становлением характера казачонка, передавалось из поколения в поколения.
Как правило, лет с трех-пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти. Сначала пускали тонкой струйкой воду и " и ставили руку", чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. Потом учили "рубить лозу", сидя на коновязи — на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому оседланном. Рукопашному бою учили с трех лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приемы. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот.
С раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача — слушать и запоминать. Так народ сохранял свою историю. Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал кратко и просто: " Я там был!". Но самой главной задачей казачонка была всегда учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны по имени всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравляли с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени — отчеству…
Замуж в те времена выдавали рано, а замужеству еще предшествовало сватовство. Казаки народ гордый, горячий, вооруженный. Поэтому во всех обычаях были очень сдержанны и боялись обидеть друг друга. Даже отказ сватам давался так, чтобы не оскорбить людей. Молодой казак будущую суженую мог увидеть в поле на работе, в церкви, но всегда под присмотром старших; он мог и вообще ее никогда не видеть — просто старшие решили его женить.
Фактически не дети казака, а дети казачки были беспрекословно признаваемыми членами станичного общества, что было зафиксировано даже в российских законах. Так, при отсутствии мужа родившиеся "у вдов и девок дети считались казаками". В казачке с детства воспитывали сознание того, что она будет главой дома и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи. Поэтому и звалась она гордой казачкой, что велик был груз ответственности за все казачество, лежавший на ее плечах и носимый ею с достоинством.
В домашнем быту казаков все работы исполняла женщина, с придачей в ей работника. Казак же знал только служебные наряды да походы, знал одни побежки, то на тревогу около своих городков, то на подмогу какому-нибудь кабардинскому князю, затевавшему усобицу; еще по душе ему были ночные наезды под ногайские табуны, а в ину пору молодецкие поиски на Синее море. Тут уж терцы давали уряд.
Во времена затишья казаки ходили в "гульбу", т.е. травит зверя или стрелять птиц. Около гребенских городков, в лесах, водились дикие кабаны, козы, кошки; там переплетали с ветки на ветку терские фазаны, плодились журавли с двумя хохликами и разная другая мелкая птица. С особенной охотой казаки ходили по наряду в кабардинские горы бить оленей и горных козлов, которых доставляли к царскому столу. Оставаясь дома, казаков досужее время ладил плетень, чистил ружье, вязал уздечку.
Василий Исаакович Талаш, Дед Талаш (белор. Васіль Ісакавіч Талаш; 25 декабря 1844 — 23 августа 1946 год) — участник партизанского движения в советско-польской и Великой Отечественной войнах, народный герой Беларуси, герой повести Якуба Коласа «Дрыгва» («Трясина»). Возможно, является самым пожилым участником Великой Отечественной войны.
Талаш родился 25 декабря 1844 года на белорусском Полесье, где он провёл бо́льшую часть своей жизни.
После начала советско-польской войны, несмотря на отсутствие военного опыта, принимал участие в военных действиях на стороне СССР. В 1919 году Василий Талаш создаёт партизанский отряд для борьбы с польскими войсками. В конце ноября 1919 года в Новосёлках остановилась команда польских моряков, которые по приказу должны были расширить свою военную флотилию на Припяти в районе. Совместным ударом отряда красноармейцев, а также партизан все матросы в Новосёлках были уничтожены. Сам Талаш был разведчиком 2-го батальона 417-го полка 47-й дивизии Красной Армии. Забoлел возвратным тифом и был отправлен в госпиталь в Гомеле. После очередного обострения болезни попал в прифронтовой госпиталь в Калинковичах.
Пoсле войны Талаш стал председателем Новосёлковского сельсовета, делегат VIII съезда Советов Полесской области. Из документов известно, что Талаш неоднократно в течение нескольких лет обращался в советские органы, с требованием наградить себя орденом Красного Знамени. Сотрудничал с ЧК разоблачать иностранных шпионов и вредителей. Какое-то время терроризировал Коласа, требуя часть гонорара за «Трясину». В то же время, ещё в 1936 году Василий Талаш не записался в колхоз и жил единоличником.
После начала Великой Отечественной войны он был арестован немцами, но освобожден. Вскоре после этого бежал к партизанам. Дед сумел выкрутиться, сославшись на то, что боролся с поляками — врагами немцев. Позже ушёл в партизаны. Он согласился участвовать в партизанском отряде только после того, как ему дали гектар покоса. В январе 1943 года с острова Зыслав, что на Любанщине, отправлен на самолёте на Большую землю.
В Москве посещал фабрики, заводы, государственные учреждения, военные части с агитационными рассказами о боевых делах белорусских партизан. Жил в гостинице «Москва», где и встретился с Якубом Коласом. Эта встреча была снята на кинокамеру. В конце 1943 года, Талаш возвращается в только освобождённую Новобелицу — окраину Гомеля. Потом в родную деревню Новосёлки, где и жил до конца жизни. Умер 28 августа 1946 года. Василий Талаш похоронен на Петриковском городском кладбище, на могиле установлен памятник. Вырастил двоих сыновей и трех дочерей.