Жанкожа Нурмухамедов (1774, нынешний аул Арыкбалык, Казалинский район, Кызылординская область Казахстана — 1860) — казахский народный герой, предводитель антихивинского и антикокандского восстания. В народе известен как Батыр Жанкожа.
В те времена казахами управляло сословие ханов из чингизидского рода Торе. Сам же Жанкожа, родившийся в ауле вблизи Аральского моря, происходил из простого казахского рода Шекты (полное название Шекты — Орис — Есенали — Кишкене — Куттык — Майдан — Кулжаман), входящего в племенной союз Алимулы. Тем не менее, его дед Киикбай-батыр был главным визирем и главнокомандующим у Абулхаир-хана.
Жанкожа-батыр не испытывал пиетета перед правителями т. н. «белой кости» (ак-суйек на казахском языке), власть которых зачастую была весьма условной, и самолично управлял своими сородичами, которых насчитывалось несколько десятков тысяч юрт. Кочевья рода Шекты находились в районе северо-восточной части Аральского моря и вдоль нижнего течения Сыр-Дарьи. Фактически Жанкожа выступал правителем, ханом и других присырдарьинских и приаральских родов.
Действия против Хивинского и Кокандского ханств Править
В конце 1820-х годов принимал участие в войне с Хивинским ханством (или Хорезмом), которое являлось сильным государством и причиняло казахам Приаралья большие неприятности своими набегами. Жанкожа сумел нанести поражение хивинским войскам в ходе крупного сражения в 1830-м году с участием нескольких тысяч воинов с обеих сторон. В результате набеги хивинцев прекратились.
Однако в 1830-е годы приаральские территории оказались под властью Кокандского ханства. Жанкожа, отказавшись подчиняться кокандцам, был вынужден откочевать в Каракумы, однако вскоре вернулся с вооружёнными отрядами и поднял восстание. В 1835 году его войско захватило кокандскую крепость Бабажан на Сырдарье (в 1845 году на её месте возникнет хивинская крепость Жанакала).
Параллельно с действиями против кокандских войск Жанкожа в 1843 году разрушил хивинское укрепление на протоке Куандарья, а весной 1845 года разгромил двухтысячный хивинский отряд, пришедший для восстановления крепости[1].
В это же время Жанкожа поддержал восстание Кенесары Касымова, одержав ряд побед над войсками Российской империи в Младшем жузе. Однако закат могущества Кенесары вынудил Нурмухамедова вернуться к мирной жизни.
Действия против Российской империи и последние годы Править
Колонизация Приаралья Российской империей началась в 1845 году, однако массовое недовольство установленным режимом начало проявляться только к середине 1850-х. В декабре 1856 года сырдарьинские казахи подняли восстание, поводом для которого стало изъятие у местного населения поливных земель. Во главе восстания стал Жанкожа Нурмухамедов, ранее выражавший несогласие с представителями царской администрации по ряду вопросов и нежелание подчиняться ставленнику императорского двора султану Арслану Джанторину. К сопротивлению присырдарьинских казахов под предводительством Жанкожи присоединилось оставшиеся в живых участники восстания Кенесары. Численность восставших достигла 3 тыс. чел.
Центром повстанцев стала крепость Жанакала. Повстанцы осадили форт № 1 Казалинского укрепления. 9 января 1857 года для подавления восстания выступил вооружённый отряд генерал-майора Фитингофа[1] в составе 320 пехотинцев и 300 казаков, которому отряд султана Ермухамеда (Елекея) Касымова. Сражение с правительственными войсками произошло в урочище Арык-Балык. Плохо вооруженный и не владевший тактикой боя повстанческий отряд потерпел поражение. Жанкожа откочевал в направлении Китая, затем перебрался на территорию Бухарского ханства, в горы Ерлер.
Спустя два года Жанкожа вернулся в родные места, где вскоре был убит политическими противниками под руководством Елекея Касымова.
В 3 км от посёлка городского типа Айтеке-Би в Казалинском районе Кызылординской области находится мавзолей Жанкожа-батыра. Имя Жанкожа-батыра носит один из аулов в этом же районе. Памятники герою воздвигнуты в городе Актобе и посёлке Тюра-Там. Его именем названы улицы во многих городах современного Казахстана, в частности в Байконуре и Шымкенте.
Знаменитому батыру посвящены многие произведения народного творчества: музыкальные произведения, поэмы, картины. «Жанқожа туралы өлең» до сих пор является популярной песней у казахов.
Просвещенный абсолютизм – это термин, который историки используют для описания политики нескольких монархов XVIII века. Они абсолютисты, потому что они постоянно работали над тем, чтобы централизовать всю власть в стране за счет дворян и собраний. Этот период параллельный с эпохой Просвещения – интеллектуальной тенденции 18 века, которая поддерживала рациональное мышление, эмпиризм и индивидуальные права и свободы.
Причины реализации политики просвещенного абсолютизма в России:
1) Стремление к модернизации и глобализации;
2) Повышение уровня грамотности для экономического роста;
3) Предоставление «свободы» для человека для снижения уровня социальной напряженности.
Несмотря на то, что обычные даты расцвета просвещенного абсолютизма берут свое начало с 1740 года до Французской революции, некоторые ученые утверждают, что Петр Великий (1682–1725 гг.) был первым в Европе практикующим эту доктрину. На самом деле он считал, что должен использовать свою удивительную силу для проведения реформ в религиозной, экономической, социальной, административной и культурной жизни своего государства. Однако безжалостное игнорирование Петром жизни своих подданных противоречит доктрине Просвещения. Его дочь, императрица Елизавета (1740–1661 гг.) заслуживает включения в ряды просвещенных абсолютистских монархов, потому что она провела ряд реформ, включая отмену смертной казни и основание Московского университета.
Историки считают Екатерину Великую (1762–1796 гг.) наиболее существенным практиком доктрины просвещенного абсолютизма. Однако продолжающееся существование крепостничества уменьшает блеск ее господства.
Россия была аномалией в том, что доктрина просвещенного абсолютизма оставалась в силе до 1881 года и до смерти последнего «царя-реформатора» Александра II (1855– 1881 гг.). В других европейских странах в начале века абсолютизм уступил место конституционным монархиям.
какой-то странный чел у тебя на эссе
Объяснение:
Жанкожа Нурмухамедов (1774, нынешний аул Арыкбалык, Казалинский район, Кызылординская область Казахстана — 1860) — казахский народный герой, предводитель антихивинского и антикокандского восстания. В народе известен как Батыр Жанкожа.
В те времена казахами управляло сословие ханов из чингизидского рода Торе. Сам же Жанкожа, родившийся в ауле вблизи Аральского моря, происходил из простого казахского рода Шекты (полное название Шекты — Орис — Есенали — Кишкене — Куттык — Майдан — Кулжаман), входящего в племенной союз Алимулы. Тем не менее, его дед Киикбай-батыр был главным визирем и главнокомандующим у Абулхаир-хана.
Жанкожа-батыр не испытывал пиетета перед правителями т. н. «белой кости» (ак-суйек на казахском языке), власть которых зачастую была весьма условной, и самолично управлял своими сородичами, которых насчитывалось несколько десятков тысяч юрт. Кочевья рода Шекты находились в районе северо-восточной части Аральского моря и вдоль нижнего течения Сыр-Дарьи. Фактически Жанкожа выступал правителем, ханом и других присырдарьинских и приаральских родов.
Действия против Хивинского и Кокандского ханств Править
В конце 1820-х годов принимал участие в войне с Хивинским ханством (или Хорезмом), которое являлось сильным государством и причиняло казахам Приаралья большие неприятности своими набегами. Жанкожа сумел нанести поражение хивинским войскам в ходе крупного сражения в 1830-м году с участием нескольких тысяч воинов с обеих сторон. В результате набеги хивинцев прекратились.
Однако в 1830-е годы приаральские территории оказались под властью Кокандского ханства. Жанкожа, отказавшись подчиняться кокандцам, был вынужден откочевать в Каракумы, однако вскоре вернулся с вооружёнными отрядами и поднял восстание. В 1835 году его войско захватило кокандскую крепость Бабажан на Сырдарье (в 1845 году на её месте возникнет хивинская крепость Жанакала).
Параллельно с действиями против кокандских войск Жанкожа в 1843 году разрушил хивинское укрепление на протоке Куандарья, а весной 1845 года разгромил двухтысячный хивинский отряд, пришедший для восстановления крепости[1].
В это же время Жанкожа поддержал восстание Кенесары Касымова, одержав ряд побед над войсками Российской империи в Младшем жузе. Однако закат могущества Кенесары вынудил Нурмухамедова вернуться к мирной жизни.
Действия против Российской империи и последние годы Править
Колонизация Приаралья Российской империей началась в 1845 году, однако массовое недовольство установленным режимом начало проявляться только к середине 1850-х. В декабре 1856 года сырдарьинские казахи подняли восстание, поводом для которого стало изъятие у местного населения поливных земель. Во главе восстания стал Жанкожа Нурмухамедов, ранее выражавший несогласие с представителями царской администрации по ряду вопросов и нежелание подчиняться ставленнику императорского двора султану Арслану Джанторину. К сопротивлению присырдарьинских казахов под предводительством Жанкожи присоединилось оставшиеся в живых участники восстания Кенесары. Численность восставших достигла 3 тыс. чел.
Центром повстанцев стала крепость Жанакала. Повстанцы осадили форт № 1 Казалинского укрепления. 9 января 1857 года для подавления восстания выступил вооружённый отряд генерал-майора Фитингофа[1] в составе 320 пехотинцев и 300 казаков, которому отряд султана Ермухамеда (Елекея) Касымова. Сражение с правительственными войсками произошло в урочище Арык-Балык. Плохо вооруженный и не владевший тактикой боя повстанческий отряд потерпел поражение. Жанкожа откочевал в направлении Китая, затем перебрался на территорию Бухарского ханства, в горы Ерлер.
Спустя два года Жанкожа вернулся в родные места, где вскоре был убит политическими противниками под руководством Елекея Касымова.
В 3 км от посёлка городского типа Айтеке-Би в Казалинском районе Кызылординской области находится мавзолей Жанкожа-батыра. Имя Жанкожа-батыра носит один из аулов в этом же районе. Памятники герою воздвигнуты в городе Актобе и посёлке Тюра-Там. Его именем названы улицы во многих городах современного Казахстана, в частности в Байконуре и Шымкенте.
Знаменитому батыру посвящены многие произведения народного творчества: музыкальные произведения, поэмы, картины. «Жанқожа туралы өлең» до сих пор является популярной песней у казахов.
Просвещенный абсолютизм – это термин, который историки используют для описания политики нескольких монархов XVIII века. Они абсолютисты, потому что они постоянно работали над тем, чтобы централизовать всю власть в стране за счет дворян и собраний. Этот период параллельный с эпохой Просвещения – интеллектуальной тенденции 18 века, которая поддерживала рациональное мышление, эмпиризм и индивидуальные права и свободы.
Причины реализации политики просвещенного абсолютизма в России:
1) Стремление к модернизации и глобализации;
2) Повышение уровня грамотности для экономического роста;
3) Предоставление «свободы» для человека для снижения уровня социальной напряженности.
Несмотря на то, что обычные даты расцвета просвещенного абсолютизма берут свое начало с 1740 года до Французской революции, некоторые ученые утверждают, что Петр Великий (1682–1725 гг.) был первым в Европе практикующим эту доктрину. На самом деле он считал, что должен использовать свою удивительную силу для проведения реформ в религиозной, экономической, социальной, административной и культурной жизни своего государства. Однако безжалостное игнорирование Петром жизни своих подданных противоречит доктрине Просвещения. Его дочь, императрица Елизавета (1740–1661 гг.) заслуживает включения в ряды просвещенных абсолютистских монархов, потому что она провела ряд реформ, включая отмену смертной казни и основание Московского университета.
Историки считают Екатерину Великую (1762–1796 гг.) наиболее существенным практиком доктрины просвещенного абсолютизма. Однако продолжающееся существование крепостничества уменьшает блеск ее господства.
Россия была аномалией в том, что доктрина просвещенного абсолютизма оставалась в силе до 1881 года и до смерти последнего «царя-реформатора» Александра II (1855– 1881 гг.). В других европейских странах в начале века абсолютизм уступил место конституционным монархиям.