Физули (фузули) (араб. فضولی; азерб. məhəmməd füzuli) — псевдоним (тахаллус) мухаммеда ибн сулеймана (другая транскрипция мехмед бин сулейман или магомед сулейман оглы физули), поэта и мыслителя xvi века из ирака, входившего тогда в состав государства ак-коюнлу, а позднее — государства сефевидов и османской империи. в разных источниках называется азербайджанским, османским и турецким поэтом. считается классиком азербайджанской поэзии, сыграл важную роль в становлении азербайджанской и турецкой поэзии. один из классиков жанра «дивана» в османской . широко известен как величайший лирик, писавший на родном азербайджанском, а также персидском и арабском языках. биография
физули родился в городе кербела на юге арабского ирака. точная дата рождения поэта не установлена. принято считать, что он родился в 1498 году, однако судя по некоторым данным, содержащимся в некоторых сочинениях поэта, он родился значительно раньше, в 1480-х гг. по мнению польского востоковеда с. плясковицка-рымкевич поэт родился в кербела, предположительно в 1488-1504 годах, но вероятней всего не позже 1495 года. данных о биографии физули мало, согласно энциклопедии британника поэт по-видимому происходил из семьи религиозных деятелей. согласно позднейшим преданиям отец поэта служил муфтием в городе хилле, однако достоверных данных об этом нет. судя по тому, что молодому мухаммеду удалось получить блестящее для того времени образование, можно предположить, что отец поэта обладал соответствующим достатком. образованность поэта подтверждается его религиозными титулами: мулла и мевлана. вкус был привит физули поэтом хабиби.
современник поэта садики в своих биографических мемуарах о поэте сообщает, что физули происходил из племени баят, другой современник поэта, нидаи челеби, пишет, что физули принадлежал к туркоманам ак коюнлу. энциклопедия ираника и ряд современных исследователей также считают, что физули происходил из тюркского племени баят, осевшего в ираке, представители которого кочевали на пространстве от закаспия до сирии. некоторые этнографические источники указывают, что баяты являются субэтнической группой азербайджанцев. британский ориенталист элиас гибб первым указал в своей работе, опубликованной в 1882 году, что физули, возможно, был азербайджанским тюрком. советский востоковед, иранист и тюрколог е.а. бертельс в своей книге «низами и физули» называет поэта "великим лириком, происходившим из азербайджанского племени баят". чешский филолог—востоковед ян рипка в своей книге « персидской и таджикской » и советский —востоковед а. е. крымский в своей книге «низами и его современники» называют физули «азербайджанцем». энциклопедия ларусса и некоторые современные исследователи считают, что поэт мог иметь курдское происхождение. турецкий , исследователь творчества поэта, хамиде демирель (hamide demirel, hamide odelli), констатирует, что некоторые исследователи о курдском или персидском происхождении физули, при этом, по мнению автора, они не приводят каких-либо доказательств либо источников данного утверждения. так, в 1922 году версия о персидском происхождении была озвучена
конституционные течения проявились в обществе, и науке в начале 19 века. при этом существенное значение имеют западная переводная .
в последующем, декабристы и ряд государственных деятелей (в частности – сперанский, новосильцев), подготавливая проекты конституции российской империи основывались на польской конституционной хартии 1815 года. в 1819 году государем александром i было сделано поручение новосильцеву составить проект «уставной грамоты», фактически, основные начала конституции. как отмечают исследователи, такой проект даже существовал, но государь скрывал его от своих министров[3]. интересно заметить, что в этот период государственного строительства российской империи, принятие конституции многими государственными деятелями рассматривалась как международно-статусная необходимость. во многих европейских странах конституции действовали (даже на территории российской империи, как мы уже отмечали – в польше), тем самым россия как бы отставала от европы всей, что играло существенное значение в ее международном статусе.
физули родился в городе кербела на юге арабского ирака. точная дата рождения поэта не установлена. принято считать, что он родился в 1498 году, однако судя по некоторым данным, содержащимся в некоторых сочинениях поэта, он родился значительно раньше, в 1480-х гг. по мнению польского востоковеда с. плясковицка-рымкевич поэт родился в кербела, предположительно в 1488-1504 годах, но вероятней всего не позже 1495 года. данных о биографии физули мало, согласно энциклопедии британника поэт по-видимому происходил из семьи религиозных деятелей. согласно позднейшим преданиям отец поэта служил муфтием в городе хилле, однако достоверных данных об этом нет. судя по тому, что молодому мухаммеду удалось получить блестящее для того времени образование, можно предположить, что отец поэта обладал соответствующим достатком. образованность поэта подтверждается его религиозными титулами: мулла и мевлана. вкус был привит физули поэтом хабиби.
современник поэта садики в своих биографических мемуарах о поэте сообщает, что физули происходил из племени баят, другой современник поэта, нидаи челеби, пишет, что физули принадлежал к туркоманам ак коюнлу. энциклопедия ираника и ряд современных исследователей также считают, что физули происходил из тюркского племени баят, осевшего в ираке, представители которого кочевали на пространстве от закаспия до сирии. некоторые этнографические источники указывают, что баяты являются субэтнической группой азербайджанцев. британский ориенталист элиас гибб первым указал в своей работе, опубликованной в 1882 году, что физули, возможно, был азербайджанским тюрком. советский востоковед, иранист и тюрколог е.а. бертельс в своей книге «низами и физули» называет поэта "великим лириком, происходившим из азербайджанского племени баят". чешский филолог—востоковед ян рипка в своей книге « персидской и таджикской » и советский —востоковед а. е. крымский в своей книге «низами и его современники» называют физули «азербайджанцем». энциклопедия ларусса и некоторые современные исследователи считают, что поэт мог иметь курдское происхождение. турецкий , исследователь творчества поэта, хамиде демирель (hamide demirel, hamide odelli), констатирует, что некоторые исследователи о курдском или персидском происхождении физули, при этом, по мнению автора, они не приводят каких-либо доказательств либо источников данного утверждения. так, в 1922 году версия о персидском происхождении была озвучена
конституционные течения проявились в обществе, и науке в начале 19 века. при этом существенное значение имеют западная переводная .
в последующем, декабристы и ряд государственных деятелей (в частности – сперанский, новосильцев), подготавливая проекты конституции российской империи основывались на польской конституционной хартии 1815 года. в 1819 году государем александром i было сделано поручение новосильцеву составить проект «уставной грамоты», фактически, основные начала конституции. как отмечают исследователи, такой проект даже существовал, но государь скрывал его от своих министров[3]. интересно заметить, что в этот период государственного строительства российской империи, принятие конституции многими государственными деятелями рассматривалась как международно-статусная необходимость. во многих европейских странах конституции действовали (даже на территории российской империи, как мы уже отмечали – в польше), тем самым россия как бы отставала от европы всей, что играло существенное значение в ее международном статусе.