Марийская традиционная религия – одна из самых древних в мире. Считается, что ей больше 7000 лет. Марийцы – народ очень религиозный, поэтому при любом событии они спешат обратиться с молитвенными словами к богам.
Духовные лидеры
Удивительно, но несмотря ни на какие гонения марийцы сохранили свою религию, традиции и обычаи. Немала заслуга в этом картов – духовных лидеров народа мари, которые являются одними из хранителей самобытности. Иностранцы называют их жрецами, вспоминая названия предводителей языческих племен. Приверженцы марийской традиционной религии говорят – «Карт» – духовный лидер марийской общины. Кто они, духовные лидеры малого народа? Какими обладают? Умеют ли они вызывать дождь и лечить больных?
Марийское название слова «Карт» – «Кугыза», что значит старик. Картом обычно назначали мужчину старше 60 лет, знающего марийских божеств. Карт не только проводил моления, но и давал имена новорожденным, освящал браки и погребал умерших.
Иерархия и структура марийской общины
В республике Марий Эл насчитывается немало картов. Самым главным считается Верховный карт марийской традиционной религии. С 2003 года его обязанности выполняет житель Новоторъяльского района А.И. Таныгин.
В каждом районе есть своя марийская община, которая называется «Марий Кумалтыш», также есть глава общины и главный карт района. Такие общины марийцев также существуют в Татарстане, Башкортостане, Кировской и нижегородской областях.
Жертвоприношения
Называя марийцев «последними язычниками Европы», некоторые полагают, что народ мари приносили в жертву людей, все же все смотрели художественные фильмы про дикие племена язычников и видели их жестокие ритуалы жертвоприношения. Но это миф, марийцы никогда не приносили в жертву людей, только животных.
Кстати сегодня тоже можно встретить ритуалы с жертвоприношением животных, они отдаются на милость богам взамен на урожай.
Одежда
Моление – настоящий праздник для всех, кто приходит в кюсото – священную рощу. Люди надевают свои лучшие национальные наряды, готовятся духовно и телесно (перед молениями обязательно моются в бане). Алкоголь и сквернословие в священной роще строго-настрого запрещены. Карта можно узнать по белой шапке из войлока (теркупш) и белой одежде. Почему белой? Бела значит не только чистая.
Приходя в рощу в белой одежде, карты демонстрируют чистоту своих помыслов: они пришли со светлой душой просить о светлом будущем. Но есть у духовных лидеров и черная шапка, она надевается во время ритуалов погребения.
Роль женщины
Женщины не могут стать духовными лидерами общины, и жены картов особого статуса тоже не имеют. При проведении молений она только своему мужу, но в обряде не участвует. В годы великой Отечественной войны, когда все мужчины-марицы были на фронте, женщины все-таки приходили в священную рощу просить за близких и за победу для страны.
Они ставили перед собой своих сыновей, маленьких мальчиков, и как бы от их имени из-за их хрупких, но все же мужских спин, обращались за к своим богам.
1.2 кыргызы под председательством Курлуна против монголов. Их поддержали урасуты, теленгуты и другие кыштымы (зависимые племена) кыргызов.3. Восстание было жестоко подавлено войсками Чингисхана, которыми командовал Джучи.4.После смерти Джучи в 1226 г. земли кыргызов вышли из его улуса и стали принадлежать улусу Тулуя. По-видимому, изменилась и политика подавления по отношению к кыргызам. 5.Великий каган Угэдей (1229-1241 гг.) с целью политического урегулирования отношений с северными народами женился на кыргызке по имени Джачин. Она стала четвертой «главной» женой повелителя многих народов (Рашид ад-дин. Сборник летописей. - Т. 2. - М.;Л., 1960. - С. 8-9.).
Объяснение:
Марийская традиционная религия – одна из самых древних в мире. Считается, что ей больше 7000 лет. Марийцы – народ очень религиозный, поэтому при любом событии они спешат обратиться с молитвенными словами к богам.
Духовные лидеры
Удивительно, но несмотря ни на какие гонения марийцы сохранили свою религию, традиции и обычаи. Немала заслуга в этом картов – духовных лидеров народа мари, которые являются одними из хранителей самобытности. Иностранцы называют их жрецами, вспоминая названия предводителей языческих племен. Приверженцы марийской традиционной религии говорят – «Карт» – духовный лидер марийской общины. Кто они, духовные лидеры малого народа? Какими обладают? Умеют ли они вызывать дождь и лечить больных?
Марийское название слова «Карт» – «Кугыза», что значит старик. Картом обычно назначали мужчину старше 60 лет, знающего марийских божеств. Карт не только проводил моления, но и давал имена новорожденным, освящал браки и погребал умерших.
Иерархия и структура марийской общины
В республике Марий Эл насчитывается немало картов. Самым главным считается Верховный карт марийской традиционной религии. С 2003 года его обязанности выполняет житель Новоторъяльского района А.И. Таныгин.
В каждом районе есть своя марийская община, которая называется «Марий Кумалтыш», также есть глава общины и главный карт района. Такие общины марийцев также существуют в Татарстане, Башкортостане, Кировской и нижегородской областях.
Жертвоприношения
Называя марийцев «последними язычниками Европы», некоторые полагают, что народ мари приносили в жертву людей, все же все смотрели художественные фильмы про дикие племена язычников и видели их жестокие ритуалы жертвоприношения. Но это миф, марийцы никогда не приносили в жертву людей, только животных.
Кстати сегодня тоже можно встретить ритуалы с жертвоприношением животных, они отдаются на милость богам взамен на урожай.
Одежда
Моление – настоящий праздник для всех, кто приходит в кюсото – священную рощу. Люди надевают свои лучшие национальные наряды, готовятся духовно и телесно (перед молениями обязательно моются в бане). Алкоголь и сквернословие в священной роще строго-настрого запрещены. Карта можно узнать по белой шапке из войлока (теркупш) и белой одежде. Почему белой? Бела значит не только чистая.
Приходя в рощу в белой одежде, карты демонстрируют чистоту своих помыслов: они пришли со светлой душой просить о светлом будущем. Но есть у духовных лидеров и черная шапка, она надевается во время ритуалов погребения.
Роль женщины
Женщины не могут стать духовными лидерами общины, и жены картов особого статуса тоже не имеют. При проведении молений она только своему мужу, но в обряде не участвует. В годы великой Отечественной войны, когда все мужчины-марицы были на фронте, женщины все-таки приходили в священную рощу просить за близких и за победу для страны.
Они ставили перед собой своих сыновей, маленьких мальчиков, и как бы от их имени из-за их хрупких, но все же мужских спин, обращались за к своим богам.