Пехота в три ряда — почему римляне считали такое построение лучшим
9 октября 2018
31 тыс. дочитывание
4,5 мин.
37 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.
31 тыс. дочитываний, 84%. Пользователи, дочитавшие до конца.
4,5 мин. Среднее время дочитывания публикации.
Основной ударной силой римской армии на протяжении веков оставалась тяжелая пехота. По мере расширения границ республики, а затем и империи, полководцы, сталкиваясь с новым врагом, шлифовали технику ведения боя и изобретали всё новые приемы. Наиболее эффективной базовой тактикой размещения солдат на поле боя стало трехлинейное построение.
П. Дэннис. Солдаты Рима
П. Дэннис. Солдаты Рима
Гастаты, принципы, триарии
Изначально построение римского войска в сражениях мало отличалось от построений других армий того времени и представляло собой некое подобие однорядной фаланги. Начиная с IV века до нашей эры, для удобства управления большими массами воинов, войско стало делиться на отдельные манипулы.
На три класса подразделялись и солдаты, набранные из разных слоев населения: римский легион состоял из гастатов, принципов и триариев. Первоначально, эти бойцы отличались вооружением, доспехами и даже подбирались по возрасту, однако уже в I веке до нашей эры, в результате реформ Гая Мария, экипировка легионеров была унифицирована, размеры тактических подразделений увеличены до когорты, но принцип трехлинейности сохранился.
Барельеф. Группа римских легионеров
Барельеф. Группа римских легионеров
Три непобедимых линии
Обычно во время движения римские войска выстраивались в одну или несколько колонн, а добравшись до места сражения, начинали перестроение. Пехота образовывала три ряда. Первыми (ближайшими к врагу) становились гастаты (молодые неопытные воины), вторыми шли принципы, а замыкали построение опытные ветераны — триарии, представляющие собой своего рода стратегический резерв.
Смысл разделения по рядам был достаточно прост. При столкновении больших масс пехоты в рукопашном бою, побеждала, как правило, сторона не только выдержать удары противника, но и, постоянно усиливая натиск, наступать на врага. Благодаря трехлинейному построению римская пехота «давила» лучше всех.
Почувствовавшие усталость или раненые бойцы из первой линии могли отступить назад, и их места тут же занимали солдаты второй линии. Таким образом, легионеры, подменяя друг друга, могли очень долго изматывать менее организованного врага.
Если неприятель был силен, первая и вторая линии (гастаты и принципы) отступали за триариев, чтобы собраться с силами, а затем контратаковали противника, либо, в случае, когда дела были совсем плохи, упорядоченно отходили.
Поскольку отступление под прикрытием триариев было крайней мерой, то выражение «дело дошло до триариев» («ad triarios rediisse») стало для римлян синонимом отчаянной и безвыходной ситуации.
И. Мородер. Римский легионер
И. Мородер. Римский легионер
В шахматном порядке
Согласно записям Тита Ливия и Полибия, иногда три линии разделялись короткими промежутками между отрядами, причем отряды из каждой линии выстраивались со смещением относительно друг друга, перекрывая образовавшиеся пробелы и образовывая подобие шахматной доски — так называемый кинконс (quincunx).
Подобное шахматное построение использовалось, скорее всего, для удобства перемещения войск в процессе подготовки к бою, а в сражении линии смыкались, образуя сплошной фронт.
Работа легионера
Обычно первыми в бой вступали быстрые велиты. Легкие воины выстраивались перед тяжелой пехотой и провоцировали врага, кидая в него дротики. Стоило противнику двинуться вперед, и велиты стремительно уходили сквозь линию гастатов в тылы римской армии. Тяжелая пехота смыкала ряды и встречала неприятеля.
Сначала гастаты бросали в приближающегося противника пилумы. Эти небольшие метательные копья были изготовлены из стального прута, оканчивающегося зубчатым острием.
П. Коннолли. Бросок пилумов перед рукопашной схваткой
П. Коннолли. Бросок пилумов перед рукопашной схваткой
Римляне не ставили цель поразить противника, достаточно было того, что пилум застрянет во вражеском щите. Стальное оружие было сложно вытащить или обрубить, а легионер мог придавить древко пилума к земле ногой, лишив врага и щита, и, следовательно, защиты.
Получив таким образом преимущество, римская пехота вступала в рукопашный бой. Сомкнув щиты, солдаты буквально наваливались на противника, сковывали движения врага и поражали неприятеля резкими и короткими ударами обоюдоострых коротких мечей — гладиусов.
Дж. Рава. Римляне против германцев
Дж. Рава. Римляне против германцев
В большинстве случаев этого было вполне достаточно. Гастаты из первой линии и принципы из второй при необходимости подменяли друг друга и планомерно давили выдыхающегося врага. Трехлинейное построение отлично работало — легионы царили на полях сражений древнего мира, завоевывая Риму всё новые и новые земли.
Социалистическая идеология возникла в русле утопических представлений об обществе, основанном на коллективной собственности и социальном равенстве. Именно на этот идеал были ориентированны идеологи раннего (утопического) социализма Р. Оуэн (1771-1858), Ш. Фурье (1772-1837), А. Сен-Симон (1760-1825). Термин «социализм» (от лат.socialis– общественный) введен французским мыслителем Пьером Леру (1797-1871) в работе «О социализме и индивидуализме»
Основные принципы социалистических идеологий:
Оптимистический взгляд на природу человека. По мнению социалистов, все человеческие пороки коренятся в социальной несправедливости.
Коллективизм и солидарность заключаются в устранении эксплуатации человека человекам, в и сострадании обездоленным и эксплуатируемым.
Верховенство общественных интересов над частными.
Социальная справедливость, заключающаяся в общественной собственности на средства производства и перераспределении национального дохода в пользу нуждающихся.
Прогрессизм – вера в осуществление проектов будущего через общественно полезный труд.
Основные направления социалистической идеологии:
Ортодоксальный марксизм (коммунизм) – К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, М. Адлер, А. Лабриола, Г. Плеханов.
Социал-демократизм (ревизионизм) – Э. Бернштейн, К. Каутский, В. Либкнехт, Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г. Фольмар, О. Бауэр, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов.
Радикальный марксизм (революционный марксизм, большевизм) – В.И. Ленин, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг, К. Цеткин.
Анархизм – (от греч.anarchia- безвластие) – идейно-политическое течение, отрицающее роль государства, и отстаивающее идею освобождения личности от всех форм власти. Анархизм зародился в 40-х годах XIX века в Европе. Основными представителями анархизма являются М. Штирнер, Ж. Сорель, П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин. Анархизм представлен двумя направлениями: анархо-индивидуализм (признает приоритет личного эгоизма) и анархо-коммунизм (настаивает на идее освобождения человека от насилия посредством свержения государства). С начала XX века получил развитие анархо-синдикализм, отстаивающий приоритетную роль профсоюзов в освободительной борьбе рабочего класса.
Другие направления: ранний утопический социализм, сталинский социализм, маоизм (китайская модель), титоизм (югославская модель), социализм с «человеческим лицом» и др.
Коммунистические идеи зародились в древности. Слово «коммунизм» происходит от лат.communis– общий, т.е. социальный. Теоретическое обоснование коммунистической идеи имеется в трудах Платона. В его работе «Государство» отстаивалась мысль об управлении государством философами, которые не имеют частной собственности. Далее коммунистическая идеология была характерна для раннего христианства, рассматривающего частную собственность как свидетельство антихристианского образа жизни. Термин «коммунизм» впервые использован Этьеном Кабе (1788-1856). В работе «Путешествие в Икарию» (1840) он описывает общество, в котором все люди трудятся в соответствии со своими а общество обеспечивает удовлетворение их потребностей.
Принципы классической коммунистической идеологии были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии» (1848).
Марксизм возник на основе осмысления стихийного рабочего движения первой половины XIX века. Отсутствие собственности у рабочих позволяло им придерживаться радикальных суждений, а сосредоточение их в огромных коллективах открывало огромные возможности для массовой агитации и организации. В этих особенностях рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный потенциал.
Основные положения марксизма, зафиксированные в «Манифесте коммунистической партии», включают: диалектический материализм; теорию общественных формаций; обоснование экономических законов развития капиталистического общества (теория прибавочной стоимости и др.); теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.
Социал-демократизм как идейно-политическое течение возник в конце 70-х годов XIX века на почве рабочего движения, взявшего за основу своей идеологии марксизм. В начале XX века социал-демократизм распространился в Австро-Венгрии, Франции, России и др. странах Европы. Основателями идеологии социал-демократизма считаются Э. Бернштейн и К. Каутский. Они пересмотрели важнейшие установки марксизма, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права.
102
Истории об истории
29 657 подписчиков
Пехота в три ряда — почему римляне считали такое построение лучшим
9 октября 2018
31 тыс. дочитывание
4,5 мин.
37 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.
31 тыс. дочитываний, 84%. Пользователи, дочитавшие до конца.
4,5 мин. Среднее время дочитывания публикации.
Основной ударной силой римской армии на протяжении веков оставалась тяжелая пехота. По мере расширения границ республики, а затем и империи, полководцы, сталкиваясь с новым врагом, шлифовали технику ведения боя и изобретали всё новые приемы. Наиболее эффективной базовой тактикой размещения солдат на поле боя стало трехлинейное построение.
П. Дэннис. Солдаты Рима
П. Дэннис. Солдаты Рима
Гастаты, принципы, триарии
Изначально построение римского войска в сражениях мало отличалось от построений других армий того времени и представляло собой некое подобие однорядной фаланги. Начиная с IV века до нашей эры, для удобства управления большими массами воинов, войско стало делиться на отдельные манипулы.
На три класса подразделялись и солдаты, набранные из разных слоев населения: римский легион состоял из гастатов, принципов и триариев. Первоначально, эти бойцы отличались вооружением, доспехами и даже подбирались по возрасту, однако уже в I веке до нашей эры, в результате реформ Гая Мария, экипировка легионеров была унифицирована, размеры тактических подразделений увеличены до когорты, но принцип трехлинейности сохранился.
Барельеф. Группа римских легионеров
Барельеф. Группа римских легионеров
Три непобедимых линии
Обычно во время движения римские войска выстраивались в одну или несколько колонн, а добравшись до места сражения, начинали перестроение. Пехота образовывала три ряда. Первыми (ближайшими к врагу) становились гастаты (молодые неопытные воины), вторыми шли принципы, а замыкали построение опытные ветераны — триарии, представляющие собой своего рода стратегический резерв.
Смысл разделения по рядам был достаточно прост. При столкновении больших масс пехоты в рукопашном бою, побеждала, как правило, сторона не только выдержать удары противника, но и, постоянно усиливая натиск, наступать на врага. Благодаря трехлинейному построению римская пехота «давила» лучше всех.
Почувствовавшие усталость или раненые бойцы из первой линии могли отступить назад, и их места тут же занимали солдаты второй линии. Таким образом, легионеры, подменяя друг друга, могли очень долго изматывать менее организованного врага.
Если неприятель был силен, первая и вторая линии (гастаты и принципы) отступали за триариев, чтобы собраться с силами, а затем контратаковали противника, либо, в случае, когда дела были совсем плохи, упорядоченно отходили.
Поскольку отступление под прикрытием триариев было крайней мерой, то выражение «дело дошло до триариев» («ad triarios rediisse») стало для римлян синонимом отчаянной и безвыходной ситуации.
И. Мородер. Римский легионер
И. Мородер. Римский легионер
В шахматном порядке
Согласно записям Тита Ливия и Полибия, иногда три линии разделялись короткими промежутками между отрядами, причем отряды из каждой линии выстраивались со смещением относительно друг друга, перекрывая образовавшиеся пробелы и образовывая подобие шахматной доски — так называемый кинконс (quincunx).
Подобное шахматное построение использовалось, скорее всего, для удобства перемещения войск в процессе подготовки к бою, а в сражении линии смыкались, образуя сплошной фронт.
Работа легионера
Обычно первыми в бой вступали быстрые велиты. Легкие воины выстраивались перед тяжелой пехотой и провоцировали врага, кидая в него дротики. Стоило противнику двинуться вперед, и велиты стремительно уходили сквозь линию гастатов в тылы римской армии. Тяжелая пехота смыкала ряды и встречала неприятеля.
Сначала гастаты бросали в приближающегося противника пилумы. Эти небольшие метательные копья были изготовлены из стального прута, оканчивающегося зубчатым острием.
П. Коннолли. Бросок пилумов перед рукопашной схваткой
П. Коннолли. Бросок пилумов перед рукопашной схваткой
Римляне не ставили цель поразить противника, достаточно было того, что пилум застрянет во вражеском щите. Стальное оружие было сложно вытащить или обрубить, а легионер мог придавить древко пилума к земле ногой, лишив врага и щита, и, следовательно, защиты.
Получив таким образом преимущество, римская пехота вступала в рукопашный бой. Сомкнув щиты, солдаты буквально наваливались на противника, сковывали движения врага и поражали неприятеля резкими и короткими ударами обоюдоострых коротких мечей — гладиусов.
Дж. Рава. Римляне против германцев
Дж. Рава. Римляне против германцев
В большинстве случаев этого было вполне достаточно. Гастаты из первой линии и принципы из второй при необходимости подменяли друг друга и планомерно давили выдыхающегося врага. Трехлинейное построение отлично работало — легионы царили на полях сражений древнего мира, завоевывая Риму всё новые и новые земли.
Объяснение:
Объяснение:
Социалистическая идеология возникла в русле утопических представлений об обществе, основанном на коллективной собственности и социальном равенстве. Именно на этот идеал были ориентированны идеологи раннего (утопического) социализма Р. Оуэн (1771-1858), Ш. Фурье (1772-1837), А. Сен-Симон (1760-1825). Термин «социализм» (от лат.socialis– общественный) введен французским мыслителем Пьером Леру (1797-1871) в работе «О социализме и индивидуализме»
Основные принципы социалистических идеологий:
Оптимистический взгляд на природу человека. По мнению социалистов, все человеческие пороки коренятся в социальной несправедливости.
Коллективизм и солидарность заключаются в устранении эксплуатации человека человекам, в и сострадании обездоленным и эксплуатируемым.
Верховенство общественных интересов над частными.
Социальная справедливость, заключающаяся в общественной собственности на средства производства и перераспределении национального дохода в пользу нуждающихся.
Прогрессизм – вера в осуществление проектов будущего через общественно полезный труд.
Основные направления социалистической идеологии:
Ортодоксальный марксизм (коммунизм) – К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, М. Адлер, А. Лабриола, Г. Плеханов.
Социал-демократизм (ревизионизм) – Э. Бернштейн, К. Каутский, В. Либкнехт, Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г. Фольмар, О. Бауэр, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов.
Радикальный марксизм (революционный марксизм, большевизм) – В.И. Ленин, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг, К. Цеткин.
Анархизм – (от греч.anarchia- безвластие) – идейно-политическое течение, отрицающее роль государства, и отстаивающее идею освобождения личности от всех форм власти. Анархизм зародился в 40-х годах XIX века в Европе. Основными представителями анархизма являются М. Штирнер, Ж. Сорель, П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин. Анархизм представлен двумя направлениями: анархо-индивидуализм (признает приоритет личного эгоизма) и анархо-коммунизм (настаивает на идее освобождения человека от насилия посредством свержения государства). С начала XX века получил развитие анархо-синдикализм, отстаивающий приоритетную роль профсоюзов в освободительной борьбе рабочего класса.
Другие направления: ранний утопический социализм, сталинский социализм, маоизм (китайская модель), титоизм (югославская модель), социализм с «человеческим лицом» и др.
Коммунистические идеи зародились в древности. Слово «коммунизм» происходит от лат.communis– общий, т.е. социальный. Теоретическое обоснование коммунистической идеи имеется в трудах Платона. В его работе «Государство» отстаивалась мысль об управлении государством философами, которые не имеют частной собственности. Далее коммунистическая идеология была характерна для раннего христианства, рассматривающего частную собственность как свидетельство антихристианского образа жизни. Термин «коммунизм» впервые использован Этьеном Кабе (1788-1856). В работе «Путешествие в Икарию» (1840) он описывает общество, в котором все люди трудятся в соответствии со своими а общество обеспечивает удовлетворение их потребностей.
Принципы классической коммунистической идеологии были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии» (1848).
Марксизм возник на основе осмысления стихийного рабочего движения первой половины XIX века. Отсутствие собственности у рабочих позволяло им придерживаться радикальных суждений, а сосредоточение их в огромных коллективах открывало огромные возможности для массовой агитации и организации. В этих особенностях рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный потенциал.
Основные положения марксизма, зафиксированные в «Манифесте коммунистической партии», включают: диалектический материализм; теорию общественных формаций; обоснование экономических законов развития капиталистического общества (теория прибавочной стоимости и др.); теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.
Социал-демократизм как идейно-политическое течение возник в конце 70-х годов XIX века на почве рабочего движения, взявшего за основу своей идеологии марксизм. В начале XX века социал-демократизм распространился в Австро-Венгрии, Франции, России и др. странах Европы. Основателями идеологии социал-демократизма считаются Э. Бернштейн и К. Каутский. Они пересмотрели важнейшие установки марксизма, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права.