Сельское хозяйство править пойменная почва месопотамии, удобряемая и орошаемая тигра и евфрата, способствовала развитию земледелия. вспашка производилась с тяжёлого плуга, в которого впрягали быков. на распространение рабского труда указывает тот факт, что в плуг иногда впрягали людей[3]. развитие земледелия определялась искусственным орошением. царь хаммурапи уделял большое внимание ирригации. по его приказу был построен канал нар-хаммурапи — «богатство народа, приносящее изобилие воды шумеру и аккаду». поддержание в порядке всей оросительной системы было обязанностью государства, каждый участок в отдельности содержали в порядке общины. в многочисленных письмах царь возлагал материальную ответственность на чиновников за орошение земель[4]. для начала работы в поле вавилоняне орошали его. затем пригоняли быков, топтавших землю. после этого поле боронили и рыхлили. все комки разбивались молотками. эта работала требовала тяжелого труда и большого количества работников. она длилась десять дней и выполнялась как днём, так и ночью. сев происходил при плуга-сеялки, рядом с которым шёл человек с мешком ячменя, кидавший через определённые промежутки времени. когда ячмень начинал прорастать, крестьянин обязался богине сельскохозяйственных вредителей и принимал меры по разгону птиц. далее он должен был полить всходы три раза на строго определённых стадиях. крестьянин мог полить их в четвёртый раз в случае, когда опасность грибкового заболевания миновала[5]. важное значение в хозяйстве царства имело разведение скота. луга и степи региона были прекрасными пастбищами, где паслись стада. государственная власть охраняла интересы богатых скотоводов. значительная часть скота была в руках нескольких богачей, отдававших его внаём простым вавилонянам. наниматель скота был ответственным за нанятых им животных и обязывался возмещать их хозяину убытки в случае причинения им ущерба, например, повреждения рогов или глаз. пастухи также несли ответственность за изменения клейма или продажу украденного животного[3].
Содержание эпоса составляет спор за престолонаследие между сыновьями двух братьев-царей, панду и дхритараштры. у первого 5 сыновей (пандавов); у второго, слепого дхритараштры, 100 сыновей (кауравов). в i-ой книге махабхараты рассказывается о том, как сыновья дхритараштры хотят истребить сыновей панду, поджегши их дворец; но те спасаются подземными и живут в лесу. во ii-ой книге пять братьев-пандавов выступают в качестве претендентов на руку прекрасной драупади, которая и достается им. снова возгорается зависть в сыновьях дхритараштры и когда юдхиштира, старший из братьев пандавов, празднует свое коронование, как царь покоренных им соседних стран, сыновья дхритараштры предлагают ему игру в кости. юдхиштира проигрывает свой дворец, свою корону, своих братьев, их общую жену драупади и, наконец, свою собственную свободу. юдхиштира, вместе с братьями, приговаривается на 12-летнее изгнание.