1) борьба против татаро-монгольского нашествия и ордынского ига стала ведущей темой произведений устного народного творчества. среди них особо выделяется сказание о битве на калке, о рязанском богатыре евпатии коловрате, о куликовской битве.
слагались былины о татаро-монгольском нашествии, в котором сказатели обращались к образам богатырей вокруг старого князя владимира красное солнышко. в хiv-хv вв. заканчивается складывание былинного эпоса. борьба с агрессией немцев и шведов нашли отражение в сказаниях о невской битве и ледовом побоище. новгородские былины о василии буслаеве и садко отражали богатство и мощь независимого вольного города.
2) в этот период сложился новый жанр устного народного творчества – песни, где в отличие от былин герои, события были конкретными, взятыми из реальной действительности. в песнях отражался подвиг людей пытавшихся остановить орду батыя и о борьбе с игом. в песне об авдотье рязаночке, говорилось о простой горемыке, проявившей большое мужество, когда она уводила из полона - (плена) жителей рязани. надежда на скорое падение ордынского ига была выражена в песне «о щелхане» посвященной восстанию твери.
во времена монгольского нашествия погибло множество книг, но традиции письменности и книгописания были сохранены. по-прежнему продолжала распространяться грамотность и письменность. об этом свидетельствуют археологические раскопки в новгороде, где были обнаружены берестяные грамоты. уникальной находкой являются берестяные учебные тетрадки новгородского мальчика онцифира. в 14-15 вв. на руси существовали специальные училища для детей, в которых работали учителя - книжники. сведения об этом содержаться в описании жизни святых. в этот период продолжает активно развиваться книжное дело. крупнейшими центрами становятся монастыри, где были книгописные мастерские и библиотеки. особенно известны были троицко-сергеевский монастырь, кирило-белозерский и соловецкий монастыри. так же мастерские существовали и при княжеских дворах. книги, как правило, создавались на заказ и редко на продажу. в 14-15 вв. на смену дорогому пергаменту и бересте пришла бумага, ввозимая из европейских стран (италия, франция) . изменилась и графика письма. уставное письмо сменилось полууставным. а в деловых бумагах утвердилась скоропись.
3) 14-15 вв. унаследовала публичность .
4)по-прежнему развивалась летопись, но теперь она во многом носила местный характер. с возвышением москвы объединение земель вокруг нее к тому, что московское летописание начинает приобретать общегосударственный характер. первым летописным сводом стала троицкая летопись, созданная в москве в начале 15 века, одним из самых знаменитых летописных сводов стал московский свод 1479 года. все московские летописи были проникнуты мыслью о необходимости объединения земель и сильной великокняжеской власти.
5) центральной темой была борьба народа против захватчиков. следствием этого было появление воинской повести. для этого жара было характерно то, что в основе лежали конкретные события, а персонажи реально существовали. одним из памятников этого жанра является повесть о разорении рязани батыем, где осуждались княжеские распри, как главная причина поражения
под влиянием победы на куликовском поле возникли произведения куликовского цикла. проникнутые мыслью о единстве земель, как залог победы над ордой. «сказания о мамаевом побоище» самое объемное произведение, и «задонщина» , которая тесно связана со «словом о полку игореве» . главная идея «задонщины» - распри ведут к поражению, единство между князьями залог победы над врагом
6) большое развитие в это время получила житейская .
жизнь земледельцев на берегax нила. египтяне были трудолюбивыми и искусными земледельцами. год земледельца делился на три сезона. сезон разлива нила приходился на июль - ноябрь. к этому времени должны были быть вырыты каналы. поля окружали специальными насыпями, чтобы там задерживалась вода. в эти же месяцы, когда не было сельскохозяйственных работ, власти призывали крестьян на государственные работы - строительство храмов, гробниц, дорог или на разработку полезных ископаемых в рудниках.
с середины ноября наступал период пахоты. землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. в плуг впрягали волов. в древнем египте долго не знали о существовании лошадей. они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации. египтяне выращивали пшеницу и ячмень. на их огородах росли разные овощи - фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. урожай собирали в марте - апреле. пшеницу и ячмень жали серпами с лезвиями из заостренных кусочков кремня. древние египтяне были искусными . в их садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках - разные сорта винограда. коровы, овцы, козы давали молоко, мясо, шкуры. в водоемах плавали гуси и утки. рыбу египтяне ловили сетями, на крючок или ловушками. для производства тканей выращивали лен. древний египет считался житницей древнего мира. он продавал зерно и продукты питания в другие страны.
1) борьба против татаро-монгольского нашествия и ордынского ига стала ведущей темой произведений устного народного творчества. среди них особо выделяется сказание о битве на калке, о рязанском богатыре евпатии коловрате, о куликовской битве.
слагались былины о татаро-монгольском нашествии, в котором сказатели обращались к образам богатырей вокруг старого князя владимира красное солнышко. в хiv-хv вв. заканчивается складывание былинного эпоса. борьба с агрессией немцев и шведов нашли отражение в сказаниях о невской битве и ледовом побоище. новгородские былины о василии буслаеве и садко отражали богатство и мощь независимого вольного города.
2) в этот период сложился новый жанр устного народного творчества – песни, где в отличие от былин герои, события были конкретными, взятыми из реальной действительности. в песнях отражался подвиг людей пытавшихся остановить орду батыя и о борьбе с игом. в песне об авдотье рязаночке, говорилось о простой горемыке, проявившей большое мужество, когда она уводила из полона - (плена) жителей рязани. надежда на скорое падение ордынского ига была выражена в песне «о щелхане» посвященной восстанию твери.
во времена монгольского нашествия погибло множество книг, но традиции письменности и книгописания были сохранены. по-прежнему продолжала распространяться грамотность и письменность. об этом свидетельствуют археологические раскопки в новгороде, где были обнаружены берестяные грамоты. уникальной находкой являются берестяные учебные тетрадки новгородского мальчика онцифира. в 14-15 вв. на руси существовали специальные училища для детей, в которых работали учителя - книжники. сведения об этом содержаться в описании жизни святых. в этот период продолжает активно развиваться книжное дело. крупнейшими центрами становятся монастыри, где были книгописные мастерские и библиотеки. особенно известны были троицко-сергеевский монастырь, кирило-белозерский и соловецкий монастыри. так же мастерские существовали и при княжеских дворах. книги, как правило, создавались на заказ и редко на продажу. в 14-15 вв. на смену дорогому пергаменту и бересте пришла бумага, ввозимая из европейских стран (италия, франция) . изменилась и графика письма. уставное письмо сменилось полууставным. а в деловых бумагах утвердилась скоропись.
3) 14-15 вв. унаследовала публичность .
4)по-прежнему развивалась летопись, но теперь она во многом носила местный характер. с возвышением москвы объединение земель вокруг нее к тому, что московское летописание начинает приобретать общегосударственный характер. первым летописным сводом стала троицкая летопись, созданная в москве в начале 15 века, одним из самых знаменитых летописных сводов стал московский свод 1479 года. все московские летописи были проникнуты мыслью о необходимости объединения земель и сильной великокняжеской власти.
5) центральной темой была борьба народа против захватчиков. следствием этого было появление воинской повести. для этого жара было характерно то, что в основе лежали конкретные события, а персонажи реально существовали. одним из памятников этого жанра является повесть о разорении рязани батыем, где осуждались княжеские распри, как главная причина поражения
под влиянием победы на куликовском поле возникли произведения куликовского цикла. проникнутые мыслью о единстве земель, как залог победы над ордой. «сказания о мамаевом побоище» самое объемное произведение, и «задонщина» , которая тесно связана со «словом о полку игореве» . главная идея «задонщины» - распри ведут к поражению, единство между князьями залог победы над врагом
6) большое развитие в это время получила житейская .
жизнь земледельцев на берегax нила. египтяне были трудолюбивыми и искусными земледельцами. год земледельца делился на три сезона. сезон разлива нила приходился на июль - ноябрь. к этому времени должны были быть вырыты каналы. поля окружали специальными насыпями, чтобы там задерживалась вода. в эти же месяцы, когда не было сельскохозяйственных работ, власти призывали крестьян на государственные работы - строительство храмов, гробниц, дорог или на разработку полезных ископаемых в рудниках.
с середины ноября наступал период пахоты. землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. в плуг впрягали волов. в древнем египте долго не знали о существовании лошадей. они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации. египтяне выращивали пшеницу и ячмень. на их огородах росли разные овощи - фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. урожай собирали в марте - апреле. пшеницу и ячмень жали серпами с лезвиями из заостренных кусочков кремня. древние египтяне были искусными . в их садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках - разные сорта винограда. коровы, овцы, козы давали молоко, мясо, шкуры. в водоемах плавали гуси и утки. рыбу египтяне ловили сетями, на крючок или ловушками. для производства тканей выращивали лен. древний египет считался житницей древнего мира. он продавал зерно и продукты питания в другие страны.
извини, если будут ошибки.