Курс на социально-экономические преобразования, провозглашенный М.
Горбачёвым, имел на начальном этапе ту цель, что и попытки предшественников
– показать себя со стороны хорошего деятеля и демократичного реформатора.
Эта система реформ вошла в историю как «перестройка», которая делилась на три этапа:
1. Апрельский пленум 1985 г. – лето 1987 г. В рамках первого этапа были предприняты тщетные попытки реализовать концепцию ускорения. Как предполагало руководство страну выведет из застоя борьба с пьянством и распущенностью. Но основной упор делался на приобретение приборов гражданских отраслей машиностроения, что позволит к 1990 г. увеличить число станков, отвечающим мировым стандартам, до 90%.
2. Второй этап. Лето 1987-май1989 гг. Начальный период «перестройки» показывает, что одними только «косметическими» методами не изменить ситуацию к лучшему и что причины лежат в системе производственных отношений. Общество начало понимать, что путь к развитию экономики лежит через рынок и частную собственность, через которые все цивилизованные государства. Однако руководство страны продолжало находиться в состоянии медлительности и излишней осторожности.
Хотя они о сообщили обществу некоторый прогресс, но основных проблем не решили. Требовались гораздо более радикальные меры.
3. Третий этап. Май 1989 г. – август 1991 г. В самом начале «перестройки» была декларирована официальная установка на всемерную демократизацию всех сторон общественной жизни. Однако уже декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате показали невозможность реализации такой идеи в рамках тоталитарного режима. Уже в 1985-1986 гг. М. Горбачёв начал избавляться от соратников Л. Брежнева, среди которых был Д. Кунаев.
16 декабря 1986 на пленуме было принято решение о снятии с должности первого секретаря Компартии Казахстана Д. Кунаева и назначении на эту должность Г. Колбина. Это решение вызвало бурную реакцию среди казахского этноса. 17 декабря 1986 г. около 2400 демонстрантов вышли на улицы Алма-Аты, и, как это обычно бывает, руководство подавило это сопротивление. Сотни человек были осуждены, уволены, отчислены из учебных заведений. В постановлении ЦК КПСС события в Алма-Ате были обозначены как проявление казахского национализма.
Абдулла Насруллахи - Полное имя Абдаллах ибн Мухаммад Али Насраллахи по «Бахр ал-асрар» — Маулана Абдаллах бен Али, или Абдаллах Балхи, так как был родом из Балха.
Он писал на староузбекском языке[2].
Служил при дворе потомка Мирзо Улугбека узбекского правителя Кельди Мухаммада по поручению которого он написал своё произведение. Основное сочинение — «Сливки летописей» (Зубдат ал-асар). Первым это сочинение изучал В.В. Бартольд. В 1902 г., В. Бартольд ознакомился со списком «Зубдат ал-асар», хранившимся в собрании рукописей В.Л. Вяткина. «Зубдат ал-асар» — сочинение типа всемирных историй, в которых материал излагается по главам, а главы выделяются по мусульманским правившим династиям. Изложение событий доводится до 1525 г., то есть до года смерти Суюнчходжа-хана.
Камаль ад-Дин Бинои - Родился в 1453 году. Жил в Герате, бывал в Ираке, Бухаре и Самарканде. Служил у ханов Мавераннахра Мухаммеда Шейбани и Захир ад-Дин Мухаммад Бабура. Создал множество произведений на среднеазиатском фарси, в том числе «Фатухат-наме» (Книга побед) и «Шейбани-наме» (Книга о Шейбани).
Бинои был убит в г. Карши в 1512 г. во время погрома, учиненного сефевидскими войсками под командованием Наджм-и Сани и завершившегося поголовным истреблением жителей.
Масуд бен Османи Кухистани - Узбекский правитель Суюнчходжа-хан, удельный правитель Ташкентского владения, старался формировать при своем дворе культурное окружение, в числе которых были историки, поэты, теологи, правоведы.
Одним из наиболее известных историков был Масуд бен Османи Кухистани, который написал работу под названием «Тарих-и Абу-л-Хайр хани» (История хана Абу-л-Хайра). Пользовался при дворе почётом и влиянием. Годы жизни его неизвестны, умер до 1590 года.[1]
Мухаммед Салих - Выходец из узбекского племени билкут, потомок одного из приближённых Тимура эмира Шах Малика, который править Мирзо Улугбеку в 1409—1411 гг., а затем был назначен наместником в Хорезме. Сын влиятельного хивинского сановника Нурсаид-бека. Мухаммед Салих отмечает на страницах «Шейбани-намэ», что сам он из «чагатайского племени» (чаҕатаj ili)[2].
Летом 1500 года после трёхдневной осады и взятия Бухары, Мухаммед Шейбани хан назначил правителем эмира Мухаммед Салиха, который отправился в город вместе с влиятельными бухарцами и успокоил население заверениями, что никакого вреда им и их имуществу не будет причинено. Шейбани-хан, позже выступил из Бухары с войском на Самарканд. В пути он получил сообщение, что бухарская знать решила сдать город эмиру Мухаммед-Баки, который уже направил свои войска к Бухаре. Шейбани-хан вынужден был изменить свои планы. Однако, находясь уже в окрестностях Бухары, эмир Мухаммед-Баки устрашился воинства Шейбани хана и отступил к Карши. Правителем города был поставлен брат Шейбани хана Махмуд-султан[3].После смерти Шейбани-хана историк работал при дворе шейбанидов
Хафиз-и Таныш Бухари - Сведения о жизни и научной деятельности учёного ограничены. Он родился в 1549 году в Бухаре. Отец Хафиз-и Таныш Бухари Мир Мухаммад был приближённым Шейбанида Убайдулла-хана. В 50-х годах XVI века уехал в Кашгар и умер там. Хафиз-и Таныш Бухари, как и его отец – Мир Мухаммад, был близок ко двору правителя Шейбанидов, начиная с 1583 года до конца жизни являлся летописцем (вакианавис) Абдулла-хана II.
Во введении автор подробно описывает план своей будущей книги, говорит об официальном вступлении Абдулла-хана на престол, при посредничестве приближённого хана Кулбаба кукельдаша он был представлен ко двору. Он пишет: «Когда сему ничтожному исполнилось тридцать шесть лет от роду, блеснула мысль написать книгу, включающую историю некоторых событий, приключившихся при его величестве Абдулла-хане». Его сочинение «Шараф-наме-йи шахи» или (Абдулла-наме) - (“Книга шахской славы”) содержит богатый фактический материал о политической, культурной жизни Средней Азии XVI века, в частности о развитии литературы и науки. Хафиз-и Таныш Бухари под псевдонимом «Нахли» написал множество стихов и даже составил отдельный диван.
Основные этапы и их характеристики.
Курс на социально-экономические преобразования, провозглашенный М.
Горбачёвым, имел на начальном этапе ту цель, что и попытки предшественников
– показать себя со стороны хорошего деятеля и демократичного реформатора.
Эта система реформ вошла в историю как «перестройка», которая делилась на три этапа:
1. Апрельский пленум 1985 г. – лето 1987 г. В рамках первого этапа были предприняты тщетные попытки реализовать концепцию ускорения. Как предполагало руководство страну выведет из застоя борьба с пьянством и распущенностью. Но основной упор делался на приобретение приборов гражданских отраслей машиностроения, что позволит к 1990 г. увеличить число станков, отвечающим мировым стандартам, до 90%.
2. Второй этап. Лето 1987-май1989 гг. Начальный период «перестройки» показывает, что одними только «косметическими» методами не изменить ситуацию к лучшему и что причины лежат в системе производственных отношений. Общество начало понимать, что путь к развитию экономики лежит через рынок и частную собственность, через которые все цивилизованные государства. Однако руководство страны продолжало находиться в состоянии медлительности и излишней осторожности.
Хотя они о сообщили обществу некоторый прогресс, но основных проблем не решили. Требовались гораздо более радикальные меры.
3. Третий этап. Май 1989 г. – август 1991 г. В самом начале «перестройки» была декларирована официальная установка на всемерную демократизацию всех сторон общественной жизни. Однако уже декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате показали невозможность реализации такой идеи в рамках тоталитарного режима. Уже в 1985-1986 гг. М. Горбачёв начал избавляться от соратников Л. Брежнева, среди которых был Д. Кунаев.
16 декабря 1986 на пленуме было принято решение о снятии с должности первого секретаря Компартии Казахстана Д. Кунаева и назначении на эту должность Г. Колбина. Это решение вызвало бурную реакцию среди казахского этноса. 17 декабря 1986 г. около 2400 демонстрантов вышли на улицы Алма-Аты, и, как это обычно бывает, руководство подавило это сопротивление. Сотни человек были осуждены, уволены, отчислены из учебных заведений. В постановлении ЦК КПСС события в Алма-Ате были обозначены как проявление казахского национализма.
Он писал на староузбекском языке[2].
Служил при дворе потомка Мирзо Улугбека узбекского правителя Кельди Мухаммада по поручению которого он написал своё произведение. Основное сочинение — «Сливки летописей» (Зубдат ал-асар). Первым это сочинение изучал В.В. Бартольд. В 1902 г., В. Бартольд ознакомился со списком «Зубдат ал-асар», хранившимся в собрании рукописей В.Л. Вяткина. «Зубдат ал-асар» — сочинение типа всемирных историй, в которых материал излагается по главам, а главы выделяются по мусульманским правившим династиям. Изложение событий доводится до 1525 г., то есть до года смерти Суюнчходжа-хана.
Камаль ад-Дин Бинои - Родился в 1453 году. Жил в Герате, бывал в Ираке, Бухаре и Самарканде. Служил у ханов Мавераннахра Мухаммеда Шейбани и Захир ад-Дин Мухаммад Бабура. Создал множество произведений на среднеазиатском фарси, в том числе «Фатухат-наме» (Книга побед) и «Шейбани-наме» (Книга о Шейбани).
Бинои был убит в г. Карши в 1512 г. во время погрома, учиненного сефевидскими войсками под командованием Наджм-и Сани и завершившегося поголовным истреблением жителей.
Масуд бен Османи Кухистани - Узбекский правитель Суюнчходжа-хан, удельный правитель Ташкентского владения, старался формировать при своем дворе культурное окружение, в числе которых были историки, поэты, теологи, правоведы.
Одним из наиболее известных историков был Масуд бен Османи Кухистани, который написал работу под названием «Тарих-и Абу-л-Хайр хани» (История хана Абу-л-Хайра). Пользовался при дворе почётом и влиянием. Годы жизни его неизвестны, умер до 1590 года.[1]
Мухаммед Салих - Выходец из узбекского племени билкут, потомок одного из приближённых Тимура эмира Шах Малика, который править Мирзо Улугбеку в 1409—1411 гг., а затем был назначен наместником в Хорезме. Сын влиятельного хивинского сановника Нурсаид-бека. Мухаммед Салих отмечает на страницах «Шейбани-намэ», что сам он из «чагатайского племени» (чаҕатаj ili)[2].
Летом 1500 года после трёхдневной осады и взятия Бухары, Мухаммед Шейбани хан назначил правителем эмира Мухаммед Салиха, который отправился в город вместе с влиятельными бухарцами и успокоил население заверениями, что никакого вреда им и их имуществу не будет причинено. Шейбани-хан, позже выступил из Бухары с войском на Самарканд. В пути он получил сообщение, что бухарская знать решила сдать город эмиру Мухаммед-Баки, который уже направил свои войска к Бухаре. Шейбани-хан вынужден был изменить свои планы. Однако, находясь уже в окрестностях Бухары, эмир Мухаммед-Баки устрашился воинства Шейбани хана и отступил к Карши. Правителем города был поставлен брат Шейбани хана Махмуд-султан[3].После смерти Шейбани-хана историк работал при дворе шейбанидов
Хафиз-и Таныш Бухари - Сведения о жизни и научной деятельности учёного ограничены. Он родился в 1549 году в Бухаре. Отец Хафиз-и Таныш Бухари Мир Мухаммад был приближённым Шейбанида Убайдулла-хана. В 50-х годах XVI века уехал в Кашгар и умер там. Хафиз-и Таныш Бухари, как и его отец – Мир Мухаммад, был близок ко двору правителя Шейбанидов, начиная с 1583 года до конца жизни являлся летописцем (вакианавис) Абдулла-хана II.
Во введении автор подробно описывает план своей будущей книги, говорит об официальном вступлении Абдулла-хана на престол, при посредничестве приближённого хана Кулбаба кукельдаша он был представлен ко двору. Он пишет: «Когда сему ничтожному исполнилось тридцать шесть лет от роду, блеснула мысль написать книгу, включающую историю некоторых событий, приключившихся при его величестве Абдулла-хане». Его сочинение «Шараф-наме-йи шахи» или (Абдулла-наме) - (“Книга шахской славы”) содержит богатый фактический материал о политической, культурной жизни Средней Азии XVI века, в частности о развитии литературы и науки. Хафиз-и Таныш Бухари под псевдонимом «Нахли» написал множество стихов и даже составил отдельный диван.
Хафиз-и Таныш Бухари умер в 1590 году.