Як ви розумієте слова відомого лікаря Середньовіччя Авіценни: ,,Паніка- це половина хвороби. Спокій- це половина здоров'я. Терпіння це початок одруження,,? Чи актуальними ж сьогодні для нас ці настановини
Для начала нам необходимо выделить основные элементы структуры государства для его сопоставления с кочевническими государственными образованиями Евразии, для подтверждения или опровержения тезиса о наличии государственности у усуней во II в. до н.э.
В качестве основных признаков государства в политологической науке выделяются три: территориальное деление, систематическое налогообложение, выделившееся в отдельную сферу деятельности управление, и наличие бюрократического аппарата. В качестве дополнительных критериев выдвигаются плотность населения, уровень урбанизации, развитие письменности, фиксированное законодательство, достаточно сложная социально-политическая стратификация общества, сочетающаяся с эксплуатацией различных форм [1]. Но данная схема более приемлема для земледельческих государственных моделей западных и восточных обществ, чем для кочевников. Выделяемые исследователями три основных признака государства, сформулированные Ф.Энгельсом в известной работе «Происхождении семьи, частной собственности и государства», не соответствуют определению степени социального развития обществ евразийских степей [2]. При изучении политических образований нельзя отметить ни территориального разделения (так как население делилось по родам), ни публичной власти, ни постоянной системы налогов, поэтому к нашей работе применительно использовать критерии государства, выделяемые М.В.Воробьевым. Он считает, что о существовании государства можно говорить лишь при наличии, во-первых, зафиксированного в источниках его провозглашения как сознательного политического действия, точно ориентированного во времени; во-вторых, названия государства и соответствующего прозвища его жителей; в-третьих, осознания правящей верхушкой себя в качестве правителей государства с принятием монархических титулов
Племена усуней, которые наследовали земли саков тиграхауда, пришли в семиречье из глубин центральной азии. во ii в. до н. э. усуньи подчинили сакские племена и основали владение во главе с предводителем, носившим титул “гуньмо” (кунь-баг — князь над князьями). в китайских источниках оно называлось “усунь-го (усуньское государство). основная территория усуней располагалась в илийской долине. западная граница с кангюем проходила по чу и таласу. на востоке усуни имели общую границу с хунну, а на юге их владение соприкасалось с ферганой (даванью). столица усуней - чигучен (“город красной долины”) находилась на берегу иссык-куля. посол китайского императора у-ди, князь чжан цянь, в 138 г., отправленный на запад, пишет о том, что владение усунь насчитывало по 630000 человек и могло выставить 188000 воинов. этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно- иранским племенам. другие предполагают, что усуни были предками тюрок. название “уйсун” носит одно из крупных казахских племен. на территории семиречья раскопаны десятки курганов усуней, исследованы их поселения. могильники усуней распологались в предгорьях, в горных долинах, на берегах рек. как правило, они представляют собой цепочки курганов, которые располагались по течении рек. китайские источники характеризуют усуней как кочевников. в то же время доказательством оседлости и занятия земледелием усуней являются поселения с их стационарными жилищами. питались усуни мясной и молочной пищей, из собранного зерна выпекали хлеб. одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в одежду из грубошерстных тканей, кожи, овчин. усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота. они умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи и кинжалы, наконечники стрел. усуньское общество не было однородным, в нем имелись богатые люди - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовая масса скотоводов и земледельцев. известно, что богатые усуни содержали до 5000 лошадей. частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. наряду со свободными общинниками в обществе усуней имелись рабы, которые, в основном, состояли из военнопленных. таким образом, письменные, источники и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности
Для начала нам необходимо выделить основные элементы структуры государства для его сопоставления с кочевническими государственными образованиями Евразии, для подтверждения или опровержения тезиса о наличии государственности у усуней во II в. до н.э.
В качестве основных признаков государства в политологической науке выделяются три: территориальное деление, систематическое налогообложение, выделившееся в отдельную сферу деятельности управление, и наличие бюрократического аппарата. В качестве дополнительных критериев выдвигаются плотность населения, уровень урбанизации, развитие письменности, фиксированное законодательство, достаточно сложная социально-политическая стратификация общества, сочетающаяся с эксплуатацией различных форм [1]. Но данная схема более приемлема для земледельческих государственных моделей западных и восточных обществ, чем для кочевников. Выделяемые исследователями три основных признака государства, сформулированные Ф.Энгельсом в известной работе «Происхождении семьи, частной собственности и государства», не соответствуют определению степени социального развития обществ евразийских степей [2]. При изучении политических образований нельзя отметить ни территориального разделения (так как население делилось по родам), ни публичной власти, ни постоянной системы налогов, поэтому к нашей работе применительно использовать критерии государства, выделяемые М.В.Воробьевым. Он считает, что о существовании государства можно говорить лишь при наличии, во-первых, зафиксированного в источниках его провозглашения как сознательного политического действия, точно ориентированного во времени; во-вторых, названия государства и соответствующего прозвища его жителей; в-третьих, осознания правящей верхушкой себя в качестве правителей государства с принятием монархических титулов