Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра 1, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Петр обладал выдающимися умственными железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремленно учился. Недаром Петр 1 носил перстень с надписью: «Аз есмь в чину умных и учащих мя требую».
Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшей средневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И ото всюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица. Если еще в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18 столетия в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для столетий. Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.
Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными.Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.
1. 1. Эпоха Петра Великого.
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», - писал о Петре 1 А. С. Пушкин. И недаром. Петр хорошо знал историю, математику, артиллерийское дело, кораблестроение, охотно занимался физическим трудом. Он в совершенстве владел различными профессиями: был отличным корабельным мастером и матросом, умел чинить сложные механизмы и шить сапоги, выполнять хирургические операции и лечить зубы.
При изучении русской культуры первых десятилетий 18 века нельзя не учитывать характер личности Петра 1, этого «действительного великого человека», по словам Ф.Энгельса?. Его энергия и целеустремленность, образованность, практические знания, интерес к отечественной истории и сознательное стремление к европеизации России, наконец, изменение самого представления о деятельности, степенности, принятых прежде при царском дворе, несомненно влияли на дух и темпы преобразований. Но взойдя на престол, Петр Великий, начал, казалось бы, с забавы. В 1699 году он устроил сразу два новогодних праздника: первое сентября, согласно обычаю, отметили наступление 7208 года от сотворения мира, а уже 20 декабря того же года вышел указ о переходе на европейское летоисчисление - от Рождества Христова. На подготовку к празднику отводилось всего 11 дней, а прекословить себе Петр не разрешал никогда и никому.
С 1700 года в России началось не просто новое летоисчисление, но и новая эпоха, вошедшая под именем Петра Великого.
Петровская эпоха занимает важное место в истории культуры России, поскольку в это время произошел крутой перелом в культурной жизни, имевший далеко идущие последствия для судеб отечественной культуры.
Петр 1, приверженец западного пути развития, предпринял глубокое реформирование российского общества. Россия, едва известная Западу, была возведена в ранг европейской державы.
Пафос и мотивы деятельности Петра Великого лучше всего выразил сам в обращении к русской армии накануне Полтавской битвы: «Воины, пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное… а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только жила бы Россия!» то есть не личная власть и слава, а служение России было делом жизни царя.
В середине столетия псковским воеводой, то есть губернатором, стал А. Л. Ордин-Нащокин – один из самых прогрессивных политических деятелей того времени. Встав во главе города, он, по своему обыкновению, приступил к обновлению его жизни – в частности, построил школу, ученики которой обучались математике и другим светским наукам. Кроме того, в 1655 году он основал так называемую Земскую избу – первый русский банк. Нововведения, однако, пришлись не по душе ревнителям древнего благочестия. Вскоре Нащокин был смещён со своего поста, а его школу и банк закрыли. Больше банков в России до первой половины XVIII века не было.
«Украинизация»
Семнадцатый век явился эпохой всеобщей «украинизации» страны. Даже архитектурный стиль, восторжествовавший в это время, именуется в том числе и «украинским барокко». (при том что «барокко» - очень неточное определение этого стиля). Из Украины в Московское государство пришли Мелетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий и многие другие украинские учёные, литераторы и церковные деятели. Среди них были, между прочим, и первые российские теоретики музыки. Приглашение украинских интеллектуалов было спланированной программой: разносторонне образованный, но очень набожный царь Алексей Михайлович стремился преодолеть интеллектуальное отставание России от западных стран, но при этом сохранить православную веру. Жители украинских земель идеально годились на роль просветителей: они восприняли европейскую культуру, но говорили на том же самом русском языке (в его «южной» разновидности) и по большей части исповедовали православие. Некоторые, впрочем, были греко-католиками (униатами).
Полонизация
Параллельно с этим шёл процесс «полонизации». Польский язык в среде тогдашней российской элиты играл ту же роль, которую впоследствии будет играть французский. При царе Фёдоре Алексеевиче страсть ко всему польскому стала всеобъемлющей: россияне переодевались в польское платье, носили польские стрижки, осваивали польские обычаи. В конце концов был даже объявлен запрет на появление при дворе в традиционной русской одежде.
Собственно, украинские земли, откуда прибывала «православная интеллигенция», тоже принадлежали Речи Посполитой, вследствие чего европейская культура там воспринималась через польское посредство.
Введение.
1.Эпоха Петра Великого.
2. Культура петровского времени.
3. Образование.
4. Книжное дело.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра 1, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Петр обладал выдающимися умственными железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремленно учился. Недаром Петр 1 носил перстень с надписью: «Аз есмь в чину умных и учащих мя требую».
Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшей средневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И ото всюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица. Если еще в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18 столетия в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для столетий. Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.
Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными.Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.
1. 1. Эпоха Петра Великого.
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», - писал о Петре 1 А. С. Пушкин. И недаром. Петр хорошо знал историю, математику, артиллерийское дело, кораблестроение, охотно занимался физическим трудом. Он в совершенстве владел различными профессиями: был отличным корабельным мастером и матросом, умел чинить сложные механизмы и шить сапоги, выполнять хирургические операции и лечить зубы.
При изучении русской культуры первых десятилетий 18 века нельзя не учитывать характер личности Петра 1, этого «действительного великого человека», по словам Ф.Энгельса?. Его энергия и целеустремленность, образованность, практические знания, интерес к отечественной истории и сознательное стремление к европеизации России, наконец, изменение самого представления о деятельности, степенности, принятых прежде при царском дворе, несомненно влияли на дух и темпы преобразований. Но взойдя на престол, Петр Великий, начал, казалось бы, с забавы. В 1699 году он устроил сразу два новогодних праздника: первое сентября, согласно обычаю, отметили наступление 7208 года от сотворения мира, а уже 20 декабря того же года вышел указ о переходе на европейское летоисчисление - от Рождества Христова. На подготовку к празднику отводилось всего 11 дней, а прекословить себе Петр не разрешал никогда и никому.
С 1700 года в России началось не просто новое летоисчисление, но и новая эпоха, вошедшая под именем Петра Великого.
Петровская эпоха занимает важное место в истории культуры России, поскольку в это время произошел крутой перелом в культурной жизни, имевший далеко идущие последствия для судеб отечественной культуры.
Петр 1, приверженец западного пути развития, предпринял глубокое реформирование российского общества. Россия, едва известная Западу, была возведена в ранг европейской державы.
Пафос и мотивы деятельности Петра Великого лучше всего выразил сам в обращении к русской армии накануне Полтавской битвы: «Воины, пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное… а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только жила бы Россия!» то есть не личная власть и слава, а служение России было делом жизни царя.
Первый русский банк
В середине столетия псковским воеводой, то есть губернатором, стал А. Л. Ордин-Нащокин – один из самых прогрессивных политических деятелей того времени. Встав во главе города, он, по своему обыкновению, приступил к обновлению его жизни – в частности, построил школу, ученики которой обучались математике и другим светским наукам. Кроме того, в 1655 году он основал так называемую Земскую избу – первый русский банк. Нововведения, однако, пришлись не по душе ревнителям древнего благочестия. Вскоре Нащокин был смещён со своего поста, а его школу и банк закрыли. Больше банков в России до первой половины XVIII века не было.
«Украинизация»
Семнадцатый век явился эпохой всеобщей «украинизации» страны. Даже архитектурный стиль, восторжествовавший в это время, именуется в том числе и «украинским барокко». (при том что «барокко» - очень неточное определение этого стиля). Из Украины в Московское государство пришли Мелетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий и многие другие украинские учёные, литераторы и церковные деятели. Среди них были, между прочим, и первые российские теоретики музыки. Приглашение украинских интеллектуалов было спланированной программой: разносторонне образованный, но очень набожный царь Алексей Михайлович стремился преодолеть интеллектуальное отставание России от западных стран, но при этом сохранить православную веру. Жители украинских земель идеально годились на роль просветителей: они восприняли европейскую культуру, но говорили на том же самом русском языке (в его «южной» разновидности) и по большей части исповедовали православие. Некоторые, впрочем, были греко-католиками (униатами).
Полонизация
Параллельно с этим шёл процесс «полонизации». Польский язык в среде тогдашней российской элиты играл ту же роль, которую впоследствии будет играть французский. При царе Фёдоре Алексеевиче страсть ко всему польскому стала всеобъемлющей: россияне переодевались в польское платье, носили польские стрижки, осваивали польские обычаи. В конце концов был даже объявлен запрет на появление при дворе в традиционной русской одежде.
Собственно, украинские земли, откуда прибывала «православная интеллигенция», тоже принадлежали Речи Посполитой, вследствие чего европейская культура там воспринималась через польское посредство.