В среднем города булгар были более развитыми, чем русские города, потому что у булгар было несколько больших преимуществ.
Во-первых, у них была государственная религия – ислам, которая объединяла их. У славян тогда было язычество, а главенствующим строем был племенной строй, который препятствовал созданию больших городов.
А во-вторых, булгары жили по берегам Волги, которая являлась главным путем торговли на тот момент. Торговля шла на протяжении всей реки, и булгарам был открыт путь к югу, где жили высокоразвитые греки, с которыми было очень выгодно вести торговлю. Поэтому у булгар была возможность выше поднять уровень жизни. С богатством приходила и грамотность, и оборонительная сила.
А в третьих, земли по берегам Волги были одними из самых плодородных и выгодных для развития сельского хозяйства.
Таким образом, у булгар сочетались несколько важных факторов развитию цивилизации, и следовательно, городов. У славян же на тот момент уровень развития был ниже. Они были поделены на много племен, которые беспрестанно ссорились. На большой территории жило много разрозненных союзов, которые мешали друг другу создавать города и развиваться. Поэтому можно сказать, что по уровню развития древнерусские города были ниже булгарских.
Имение Плюшкина напоминало «вымершее место». Трагизм всеобщего запустения и вымирания подчеркивает заброшенный сад. Он находится «позади дома», символизируя героя, в котором у него была «живая» жизнь – приветливая жена, дети, частые гости в гостеприимном доме. После смерти жены к Плюшкину перешла часть забот, и он стал беспокойнее, скупее. Затем проклял дочь и сына, а когда умерла последняя дочь, ста-рик стал сторожем своих богатств. Но это богатство было хуже бедности. Оно копилось без цели, не находя не только разумного, но и какого-либо употребления. Плюшкин в бес-смысленном накопительстве опустился до крайней степени.
Своей внешностью герой похож в равной мере на старуху-ключницу и на нищего: «… если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош». У Плюшкина не было зубов, а «маленькие глаз-ки… бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши». Это сравнение указывает на ме-лочность, подозрительность, жадность героя. Как мышь тащит в нору все, что найдет, так и Плюшкин ходил по улицам своей деревни и подбирал всякий мусор: старую подошву, черепок, гвоздь, тряпку. Все это он тащил в дом и складывал в кучу.
Комната помещика поражала своей убогостью, беспорядком. Повсюду были нава-лены грязные или пожелтевшие от времени вещи и вещички. Автор в названии этих пред-метов использует суффиксы с уменьшительным значением, чтобы подчеркнуть, каким скрягой стал герой. Плюшкин складывал бумажки, кусочки, сургучики и т.д. Символич-ной является деталь в интерьере: «часы с остановившимся маятником». Так и жизнь Плюшкина застыла, остановилась, лишилась связей с окружающим миром.
В сцене купли-продажи мертвых душ выразительно раскрывается главная черта ге-роя – скупость, доведенная до абсурда, перешедшая все границы.
В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на предложение Чичикова. От радости помещик на какое-то мгновение лишается дара речи. Жадность так «пропитала» его мозг, что он боится упустить возможность обогатиться. Гоголь использу-ет интересную метафору: « радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и Метафора «деревянное лицо» определяет сущность Плюшкина. У него в душе не осталось нормальных человеческих чувств. Плюшкин, как деревянный брусок, он никого не любит, нисколько не жалеет. Он может только на миг испытать что-то, в данном случае - радость от выгодной сделки.
Вскоре к помещику возвращаются привычные для него страх и забота, потому что купчая крепость повлечет за собой какие-то расходы. Этого Плюшкин пережить не в со-стоянии.
Автор в этой сцене создает еще одну яркую комическую ситуацию. Когда мы чита-ем диалог между Маврой и Плюшкиным, то сразу замечаем несоответствие. Ведь барин обвиняет прислугу в воровстве клочка бумаги. И за эту малость он грозит Мавре Страш-ным судом! Когда ключница нашла бумагу, то Плюшкину ничего не остается, как обви-нить Мавру в другом грехе, в излишней расточительности: «… ты схватишь сальную све-чу, сало дело топкое: сгорит – да и нет, только убыток, а ты принеси-ка мне лучинку!»
Авторская оценка персонажа беспощадна: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» Писатель призывает молодых людей сохранить «все человеческие движения», чтобы избежать деградации, чтобы не превра-титься в Плюшкина и ему подобных.
Описание быта и нравов героя выявляет все его отвратительные качества. Автор называет помещика «бесчувственным» и «пошлым». Для него он – «странное явление», «старичишка». В слове «старичишка» используется уничижительный суффикс, потому что Гоголь не принимает образ жизни этого героя. Он нам показывает его «одеревенение». Во второй раз метафора «деревянное лицо» встречается в ярком сравнении Плюшкина с утопающим. В сердце персонажа скупость заняла все место, и уже нет надежды на ние его души.
Образ Плюшкина важен для реализации идейного замысла всего произведения. Ав-тор в поэме ставит проблему деградации человека. Герой завершает портретную галерею помещиков, каждый из которых духовно ничтожней предшествующего. Плюшкин замы-кает цепь. Он – страшный образец нравственного и физического вырождения. Автор ут-верждает, что «мертвые души», такие, как Плюшкин и другие, губят Россию.
В среднем города булгар были более развитыми, чем русские города, потому что у булгар было несколько больших преимуществ.
Во-первых, у них была государственная религия – ислам, которая объединяла их. У славян тогда было язычество, а главенствующим строем был племенной строй, который препятствовал созданию больших городов.
А во-вторых, булгары жили по берегам Волги, которая являлась главным путем торговли на тот момент. Торговля шла на протяжении всей реки, и булгарам был открыт путь к югу, где жили высокоразвитые греки, с которыми было очень выгодно вести торговлю. Поэтому у булгар была возможность выше поднять уровень жизни. С богатством приходила и грамотность, и оборонительная сила.
А в третьих, земли по берегам Волги были одними из самых плодородных и выгодных для развития сельского хозяйства.
Таким образом, у булгар сочетались несколько важных факторов развитию цивилизации, и следовательно, городов. У славян же на тот момент уровень развития был ниже. Они были поделены на много племен, которые беспрестанно ссорились. На большой территории жило много разрозненных союзов, которые мешали друг другу создавать города и развиваться. Поэтому можно сказать, что по уровню развития древнерусские города были ниже булгарских.
запустения и вымирания подчеркивает заброшенный сад. Он находится
«позади дома», символизируя героя, в котором у него была «живая»
жизнь – приветливая жена, дети, частые гости в гостеприимном доме.
После смерти жены к Плюшкину перешла часть забот, и он стал беспокойнее,
скупее. Затем проклял дочь и сына, а когда умерла последняя дочь,
ста-рик стал сторожем своих богатств. Но это богатство было хуже
бедности. Оно копилось без цели, не находя не только разумного, но и
какого-либо употребления. Плюшкин в бес-смысленном накопительстве
опустился до крайней степени.
Своей внешностью герой похож в равной мере на старуху-ключницу и на
нищего: «… если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у
церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош». У Плюшкина не
было зубов, а «маленькие глаз-ки… бегали из-под высоко выросших бровей,
как мыши». Это сравнение указывает на ме-лочность, подозрительность,
жадность героя. Как мышь тащит в нору все, что найдет, так и Плюшкин
ходил по улицам своей деревни и подбирал всякий мусор: старую подошву,
черепок, гвоздь, тряпку. Все это он тащил в дом и складывал в кучу.
Комната помещика поражала своей убогостью, беспорядком. Повсюду были
нава-лены грязные или пожелтевшие от времени вещи и вещички. Автор в
названии этих пред-метов использует суффиксы с уменьшительным значением,
чтобы подчеркнуть, каким скрягой стал герой. Плюшкин складывал бумажки,
кусочки, сургучики и т.д. Символич-ной является деталь в интерьере:
«часы с остановившимся маятником». Так и жизнь Плюшкина застыла,
остановилась, лишилась связей с окружающим миром.
В сцене купли-продажи мертвых душ выразительно раскрывается главная
черта ге-роя – скупость, доведенная до абсурда, перешедшая все границы.
В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на
предложение Чичикова. От радости помещик на какое-то мгновение лишается
дара речи. Жадность так «пропитала» его мозг, что он боится упустить
возможность обогатиться. Гоголь использу-ет интересную метафору: «
радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же
мгновенно и Метафора «деревянное лицо» определяет сущность
Плюшкина. У него в душе не осталось нормальных человеческих чувств.
Плюшкин, как деревянный брусок, он никого не любит, нисколько не жалеет.
Он может только на миг испытать что-то, в данном случае - радость от
выгодной сделки.
Вскоре к помещику возвращаются привычные для него страх и забота,
потому что купчая крепость повлечет за собой какие-то расходы. Этого
Плюшкин пережить не в со-стоянии.
Автор в этой сцене создает еще одну яркую комическую ситуацию. Когда
мы чита-ем диалог между Маврой и Плюшкиным, то сразу замечаем
несоответствие. Ведь барин обвиняет прислугу в воровстве клочка бумаги. И
за эту малость он грозит Мавре Страш-ным судом! Когда ключница нашла
бумагу, то Плюшкину ничего не остается, как обви-нить Мавру в другом
грехе, в излишней расточительности: «… ты схватишь сальную све-чу, сало
дело топкое: сгорит – да и нет, только убыток, а ты принеси-ка мне
лучинку!»
Авторская оценка персонажа беспощадна: «И до какой ничтожности,
мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!» Писатель
призывает молодых людей сохранить «все человеческие движения», чтобы
избежать деградации, чтобы не превра-титься в Плюшкина и ему подобных.
Описание быта и нравов героя выявляет все его отвратительные
качества. Автор называет помещика «бесчувственным» и «пошлым». Для него
он – «странное явление», «старичишка». В слове «старичишка» используется
уничижительный суффикс, потому что Гоголь не принимает образ жизни
этого героя. Он нам показывает его «одеревенение». Во второй раз
метафора «деревянное лицо» встречается в ярком сравнении Плюшкина с
утопающим. В сердце персонажа скупость заняла все место, и уже нет
надежды на ние его души.
Образ Плюшкина важен для реализации идейного замысла всего
произведения. Ав-тор в поэме ставит проблему деградации человека. Герой
завершает портретную галерею помещиков, каждый из которых духовно
ничтожней предшествующего. Плюшкин замы-кает цепь. Он – страшный образец
нравственного и физического вырождения. Автор ут-верждает, что «мертвые
души», такие, как Плюшкин и другие, губят Россию.