В 1805 - 1807 Александр I принял участие в коалициях против Наполеона, потерпел поражение под Аустерлицем (1805) и был вынужден заключить крайне непопулярный в России Тильзитский мир (1807). Но успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09) укрепили международное положение России. Были присоединены Вост. Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812) и Азербайджан (1813), герцогство Варшавское (1815). С 1810 шло перевооружение рус. армии, строительство крепостей, но при архаичной системе рекрутских наборов и крепостническом хозяйстве завершить это не удалось. Даровав либеральную конституцию Царству Польскому, он в 1818 обещал, что этот порядок будет распространен и на другие земли, "когда они достигнут надлежащей зрелости". В 1816 - 1819 была проведена крестьянская реформа в Прибалтике. Были подготовлены секретные проекты отмены крепостного права в России, но, столкнувшись с жестким противодействием дворян, Александр I отступил. С 1816 учреждаются военные поселения, и роль Александра I в их создании не менее значительна, чем А. А. Аракчеева. С 1814 царь увлекся мистицизмом, приблизив к себе архимандрита Фотия. В 1822 Александр I издал рескрипт о запрещении тайных обществ и масонских лож, а в 1821 - 1823 ввел разветвленную сеть тайной полиции в гвардии и армии. В 1825 он получил достоверные сведения о заговоре против него в войсках, выехал на юг, желая посетить военные поселения, но сильно простудился на пути из Балаклавы в Георгиевский монастырь. Неожиданная смерть Александра I, человека здорового и еще нестарого, породила многочисленные легенды.
Амон — покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира; изоб ражался с головой человека, а иногда быка или барана, с двузубой короной и длинным скипетром в руке.
Анубис — бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой ша кала или собаки) , считался покровителем умерших.
Апис — символ плодородия, бог в образе быка с солнечным диском. В некото рые периоды Апис почитался как бог, воплощающий душу Осириса.
Атон — бог солнца, изображался в виде солнечного диска, лучи которого за канчивались раскрытыми ладонями.
Бастет — богиня любви, радости, праздников; женщина с головой кошки или львица с корзинкой в руках. Иногда изображалась просто в виде большой си дящей кошки.
Бес — дух рожениц, изгоняющий змей, бог веселья и пляски; изображался в виде уродливого гнома с мордой льва.
Гор — бог неба и света, покровитель власти фараонов, которые считались его земным воплощением; изображался как человек с головой сокола в двузубой короне. Как сын Осириса и Исиды, нередко изображался в виде младенца (Харпократ) , сосущего палец.
Сыновья Гора — четыре духа-покровителя, изображавшиеся в виде мумий с головами, соответственно, человека (Амсет) , бабуина (Хапи) , шакала (Дуаму-теф) и ястреба (Кебексенуф) ; охраняют внутренности усопшего, помещенные в канопы, поставленные в гробницу.
Имхотеп — божественный покровитель зодчих, ученых, писцов, врачей; его символизирует сидячая фигура ученого с развернутым папирусным свитком на коленях.
Исида — богиня-мать, сестра и супруга Осириса; женщина с рогами коровы и солнечным диском на лбу, в руке стебель папируса.
Осирис — бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира и судья умерших. Изображался в виде человеческой мумии с зубчатой короной, бородой, в согнутых руках скипетр и плеть.
Пта — первоначально бог-творец и бог мертвых в Мемфисе. Изображался в ви де мумии с незабинтованной головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, озна чающем правду.
Ра — бог солнца в Гелиополисе, позднее отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра) ; человек с головой сокола и с солнечным диском.
Сехмет — жена бога Пта, грозная богиня войны, изображалась с львиной го ловой.
Тот — бог луны, мудрости, письма и счета. Изображался в виде ибиса или че ловека с головой ибиса, а также в виде бабуина. Как основатель письменнос ти и наук, считался покровителем писцов и ученых.
Хатхор — богиня любви и судьбы, богиня неба. Кормилица фараонов и влас тительница дальних стран. Изображалась в виде коровы или женщины с рога ми коровы, иногда только с одними ушами.
Хапи — бог Нила. Его изображали тучным человеком с сосудами в руках, из которых льется вода.
Хнум — бог-творец, создавший человека на гончарном круге, хранитель исто ков Нила; человек с головой барана со спирально закрученными рогами.
Даровав либеральную конституцию Царству Польскому, он в 1818 обещал, что этот порядок будет распространен и на другие земли, "когда они достигнут надлежащей зрелости". В 1816 - 1819 была проведена крестьянская реформа в Прибалтике. Были подготовлены секретные проекты отмены крепостного права в России, но, столкнувшись с жестким противодействием дворян, Александр I отступил. С 1816 учреждаются военные поселения, и роль Александра I в их создании не менее значительна, чем А. А. Аракчеева. С 1814 царь увлекся мистицизмом, приблизив к себе архимандрита Фотия.
В 1822 Александр I издал рескрипт о запрещении тайных обществ и масонских лож, а в 1821 - 1823 ввел разветвленную сеть тайной полиции в гвардии и армии. В 1825 он получил достоверные сведения о заговоре против него в войсках, выехал на юг, желая посетить военные поселения, но сильно простудился на пути из Балаклавы в Георгиевский монастырь. Неожиданная смерть Александра I, человека здорового и еще нестарого, породила
многочисленные легенды.
Анубис — бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой ша кала или собаки) , считался покровителем умерших.
Апис — символ плодородия, бог в образе быка с солнечным диском. В некото рые периоды Апис почитался как бог, воплощающий душу Осириса.
Атон — бог солнца, изображался в виде солнечного диска, лучи которого за канчивались раскрытыми ладонями.
Бастет — богиня любви, радости, праздников; женщина с головой кошки или львица с корзинкой в руках. Иногда изображалась просто в виде большой си дящей кошки.
Бес — дух рожениц, изгоняющий змей, бог веселья и пляски; изображался в виде уродливого гнома с мордой льва.
Гор — бог неба и света, покровитель власти фараонов, которые считались его земным воплощением; изображался как человек с головой сокола в двузубой короне. Как сын Осириса и Исиды, нередко изображался в виде младенца (Харпократ) , сосущего палец.
Сыновья Гора — четыре духа-покровителя, изображавшиеся в виде мумий с головами, соответственно, человека (Амсет) , бабуина (Хапи) , шакала (Дуаму-теф) и ястреба (Кебексенуф) ; охраняют внутренности усопшего, помещенные в канопы, поставленные в гробницу.
Имхотеп — божественный покровитель зодчих, ученых, писцов, врачей; его символизирует сидячая фигура ученого с развернутым папирусным свитком на коленях.
Исида — богиня-мать, сестра и супруга Осириса; женщина с рогами коровы и солнечным диском на лбу, в руке стебель папируса.
Осирис — бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира и судья умерших. Изображался в виде человеческой мумии с зубчатой короной, бородой, в согнутых руках скипетр и плеть.
Пта — первоначально бог-творец и бог мертвых в Мемфисе. Изображался в ви де мумии с незабинтованной головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, озна чающем правду.
Ра — бог солнца в Гелиополисе, позднее отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра) ; человек с головой сокола и с солнечным диском.
Сехмет — жена бога Пта, грозная богиня войны, изображалась с львиной го ловой.
Тот — бог луны, мудрости, письма и счета. Изображался в виде ибиса или че ловека с головой ибиса, а также в виде бабуина. Как основатель письменнос ти и наук, считался покровителем писцов и ученых.
Хатхор — богиня любви и судьбы, богиня неба. Кормилица фараонов и влас тительница дальних стран. Изображалась в виде коровы или женщины с рога ми коровы, иногда только с одними ушами.
Хапи — бог Нила. Его изображали тучным человеком с сосудами в руках, из которых льется вода.
Хнум — бог-творец, создавший человека на гончарном круге, хранитель исто ков Нила; человек с головой барана со спирально закрученными рогами.