В XI – XII веках древнерусское общество было неоднородным: Князья Рюриковичи – верхушка общества; Бояре – «думцы», они были воеводами, управляли городами, получали дань с различных областей; Духовенство - Епископы и игумены, Верхушка церкви (получали десятину), бедные монахи и городское духовенство; Горожане (купцы, ремесленники) ; Сельские общинники (смерды – данники князя) ; Челядь, холопы, рабы (полностью зависели от хозяина).
В русском обществе сложился нравственный идеал – монашеское житьё (светского идеала – европейского идеала рыцарства с его культом личной чести, поклонениям женщине, уважениям достоинства другого человека не сложилось).
Князья жили в дворцах – хоромах – каменных или деревянных с башнями, теремами, избами, лестницами и т.п. Особая постройка – гридница – большое парадное помещение, где князь держал совет с боярами, пировал со своей дружиной.
Одевались князья в дорогие одежды из привозных тканей. Плащ – корзно был скреплен у плеча драгоценной застежкой. Основная одежда – длинная рубаха с расшитым оплечьем, с цветной каймой по краям. Нижняя одежда – сорочка и штаны. Высокая шапка с меховой опушкой, дра-гоценный пояс, длинные сапоги из цветного сафьяна. Важное дело для князя – военные походы (например, Владимир Мономах совершил 83 похода).
Вставали с рассветом, молились богу, далее был совет с боярами или суд, а потом либо дань собирать, либо на охоту. В полдень обязательный сон.
Любимые забавы – ловы – охота с псами и конные ристалища.
Непременный атрибут это пиры в окружении бояр, дружинников, где их веселили скоморохи с гуслями и сопелями (дудками). Хозяйственной опорой князей были сёла, в которых распоряжались их управители (огнищане, тиуны). Князья знали грамоту и вступали в церковный брак.
Василий I (1371—1425), великий князь московский с 1389, старший сын Дмитрия Донского. Известен политикой объединения рус. земель вокруг Московского княжества, к к-рому он присоединил Нижегородское и Муромское княжества, Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли коми. Во время княжения В. I рус. народ боролся против литов. и татаро-монг. захватчиков, В. I неоднократ- но возглавлял походы рус. войск. Отказался от уплаты дани Золотой Орде. Угроза нападения со стороны Золотой Орды вынудила В. I заключить в 1392 союз с литовским кн. Витовтом, но союз был нарушен Литвой, захватившей в 1403—04 Вязьму и Смоленск. В 1408 татарский хан Едигей предпринял поход на Русь и подошёл к Москве. В. I, оставив в осаждённой Москве «воевод и многое множество народа» , отправился в Кострому собирать войско. Упорная оборона москвичей вынудила Едигея, простоявшего с войском месяц под моек, стенами, отступить. Едигею не удалось разбить войска великого князя и под Костромой. Опустошив во время похода значит, тер. Руси, татары вынудили В. I вновь платить дань Орде, но не добились своей главной цели — восстановления власти Золотой Орды над Русью.
В русском обществе сложился нравственный идеал – монашеское житьё (светского идеала – европейского идеала рыцарства с его культом личной чести, поклонениям женщине, уважениям достоинства другого человека не сложилось).
Князья жили в дворцах – хоромах – каменных или деревянных с башнями, теремами, избами, лестницами и т.п. Особая постройка – гридница – большое парадное помещение, где князь держал совет с боярами, пировал со своей дружиной.
Одевались князья в дорогие одежды из привозных тканей. Плащ – корзно был скреплен у плеча драгоценной застежкой. Основная одежда – длинная рубаха с расшитым оплечьем, с цветной каймой по краям. Нижняя одежда – сорочка и штаны. Высокая шапка с меховой опушкой, дра-гоценный пояс, длинные сапоги из цветного сафьяна. Важное дело для князя – военные походы (например, Владимир Мономах совершил 83 похода).
Вставали с рассветом, молились богу, далее был совет с боярами или суд, а потом либо дань собирать, либо на охоту. В полдень обязательный сон.
Любимые забавы – ловы – охота с псами и конные ристалища.
Непременный атрибут это пиры в окружении бояр, дружинников, где их веселили скоморохи с гуслями и сопелями (дудками).
Хозяйственной опорой князей были сёла, в которых распоряжались их управители (огнищане, тиуны).
Князья знали грамоту и вступали в церковный брак.