Имена женщинВ позднереспубликанское и императорское время женщины не имели личных имен, а именовались родовыми именами. Так как все женщины в од ном роду имели единое имя, то в пределах рода они различались по возрасту. Например, Iulia Maior (= старшая), Iulia Secunda (= вторая), Iulia Tertia (= третья) и так до самой младшей (Iulia Minor).Знатные женщины могли носить кроме родового имени cognomen своего отца; например, жена Суллы была дочерью Луция Цецилия Метелла Далматика и именовалась Цецилия Метелла, жена императора Августа была дочерью Марка Ливия Друза Клавдиана и именовалась Ливия Друзилла.В надписях при именах женщин иногда указываются praenomen и cognomen отца, а также cognomen мужа в родительном падеже: Caeciliae, Q(uinti) Cretici f(iliae), Metellae, Crassi (uxori). "Цецилии Метелле, дочери Квинта Кретика, (жене) Красса".Из надписи следует, что эта женщина была дочерью Квинта Цецилия Метелла Кретика и супругой Красса. Надпись сделана на большом круглом мавзолее около Рима на Аппиевой дороге, в котором похоронена Цецилия Метелла, дочь консула 69 г. до н.э., жена Красса, предположительно старшего сына триумвира Марка Лициния Красса.
Обнаружнное в кургане захоронение сарматского воина в золотой одежде произвело фурор в мире археологии. При этом ученым обнаруженное досталось далеко не в изначальном виде – по словам З. Самашева, многие предметы, находившиеся в кургане, были украдены еще в XVII-XIX веках. Несмотря на сильное разграбление, в курганном могильнике на разных уровнях найдено более 300 золотых бляшек ромбовидной, круглой, рамчатой и змеевидной форм. Они являли собой элемент декора парадного мужского кафтана. Все оружие погребенного воина, заколка на волосах, основа жезла были покрыты золотом. Из этого ученые сделали вывод, что это был не простой сармат, а сарматский вождь. По сложившемуся в ходе дебатов и экспертиз мнению, этот «Золотой человек» совмещал несколько «должностей»: он был воином и вождем племени, а также жрецом культа солнца. Это положение вещей – когда верховный правитель являлся одновременно и самым известным бойцом, и самым приближенным к богу, – было стандартным для многих племен и народов.С уникальными находками кургана Аралтобе сегодня можно ознакомиться в зале «Загадка века» Атырауского областного историко-краеведческого музея. Здесь расположен макет кургана, где было найдено знаменитое захоронение сарматского вождя.
Реконструкция наземного сооружения и внутренних конструкций кургана, что сделало возможным дальнейшее изготовление макета, осуществлены по сохранившимся на месте элементам. Архитектура древних таит в себе множество символических значений, что наглядно видно далее.
Первоначально могильник представлял собой округлое каменное сооружение высотой в два метра, диаметром около сорока метров. Круглая форма кургана свойственна культуре поклоняющихся богу солнца народностей (огнепоклонникам), что также подтверждает находящийся в центре могильника очаг со следами сильного и глубокого прокала.
Сама погребальная камера изнутри была облицована камышовыми матами, укрепленными тонкими жердями. В ней и были найдены останки мужчины средних лет и несколько обломков костей женщины. Усопшие были похоронены с особыми почестями, в богатом парадном одеянии, головами на юг. Вместе с ними в могилу были положены два коня, останки птицы, стандартный набор оружия древнего воина – меч, кинжал, копье, колчан со стрелами, а также импортный хум, кожаный сосуд и железный жезл, покрытый золотом и украшенный протомами ушастого грифона.
Обнаруженное ценно не только самим своим открытием, но и отдельными нюансами. В частности, найденный в захоронении Аралтобе меч опровергает существовавшее до сих пор научное мнение о том, что булатная сталь появилась у тюрков в IV веке до нашей эры, а по некоторым высказываниям, даже в VI-VII веках. Теперь есть основания и зримые доказательства того, что технологию булатной стали освоили еще сарматы северо-восточного Прикаспия.
Особый интерес представляют и уцелевший в захоронении Аралтобе скелет беркута и протомы ушастого грифона. Если миновать версию о захоронении их с павшим воином в качестве символа его охотничьей деятельности, то можно обратиться к религиоведению Эти элементы захоронения могут рассматриваться как отражение мифологического представления о священном орле-медиаторе в трех измерениях, по вертикали, пространства в мировоззрении евразийского шаманства (Нижний мир – мир мертвых, Срединный мир – мир живущих и Верхний – мир божеств и духов). В некоторых мифологемах орел выполняет функцию, аналогичную роли Харона, то есть в данном видении переносит души умерших на небеса. Также беркут может быть связан с культом тотема – покровителя рода
С уникальными находками кургана Аралтобе сегодня можно ознакомиться в зале «Загадка века» Атырауского областного историко-краеведческого музея. Здесь расположен макет кургана, где было найдено знаменитое захоронение сарматского вождя.
Первоначально могильник представлял собой округлое каменное сооружение высотой в два метра, диаметром около сорока метров. Круглая форма кургана свойственна культуре поклоняющихся богу солнца народностей (огнепоклонникам), что также подтверждает находящийся в центре могильника очаг со следами сильного и глубокого прокала.
Обнаружнное в кургане захоронение сарматского воина в золотой одежде произвело фурор в мире археологии. При этом ученым обнаруженное досталось далеко не в изначальном виде – по словам З. Самашева, многие предметы, находившиеся в кургане, были украдены еще в XVII-XIX веках. Несмотря на сильное разграбление, в курганном могильнике на разных уровнях найдено более 300 золотых бляшек ромбовидной, круглой, рамчатой и змеевидной форм. Они являли собой элемент декора парадного мужского кафтана. Все оружие погребенного воина, заколка на волосах, основа жезла были покрыты золотом. Из этого ученые сделали вывод, что это был не простой сармат, а сарматский вождь. По сложившемуся в ходе дебатов и экспертиз мнению, этот «Золотой человек» совмещал несколько «должностей»: он был воином и вождем племени, а также жрецом культа солнца. Это положение вещей – когда верховный правитель являлся одновременно и самым известным бойцом, и самым приближенным к богу, – было стандартным для многих племен и народов.С уникальными находками кургана Аралтобе сегодня можно ознакомиться в зале «Загадка века» Атырауского областного историко-краеведческого музея. Здесь расположен макет кургана, где было найдено знаменитое захоронение сарматского вождя.
Реконструкция наземного сооружения и внутренних конструкций кургана, что сделало возможным дальнейшее изготовление макета, осуществлены по сохранившимся на месте элементам. Архитектура древних таит в себе множество символических значений, что наглядно видно далее.
Первоначально могильник представлял собой округлое каменное сооружение высотой в два метра, диаметром около сорока метров. Круглая форма кургана свойственна культуре поклоняющихся богу солнца народностей (огнепоклонникам), что также подтверждает находящийся в центре могильника очаг со следами сильного и глубокого прокала.
Сама погребальная камера изнутри была облицована камышовыми матами, укрепленными тонкими жердями. В ней и были найдены останки мужчины средних лет и несколько обломков костей женщины. Усопшие были похоронены с особыми почестями, в богатом парадном одеянии, головами на юг. Вместе с ними в могилу были положены два коня, останки птицы, стандартный набор оружия древнего воина – меч, кинжал, копье, колчан со стрелами, а также импортный хум, кожаный сосуд и железный жезл, покрытый золотом и украшенный протомами ушастого грифона.
Обнаруженное ценно не только самим своим открытием, но и отдельными нюансами. В частности, найденный в захоронении Аралтобе меч опровергает существовавшее до сих пор научное мнение о том, что булатная сталь появилась у тюрков в IV веке до нашей эры, а по некоторым высказываниям, даже в VI-VII веках. Теперь есть основания и зримые доказательства того, что технологию булатной стали освоили еще сарматы северо-восточного Прикаспия.
Особый интерес представляют и уцелевший в захоронении Аралтобе скелет беркута и протомы ушастого грифона. Если миновать версию о захоронении их с павшим воином в качестве символа его охотничьей деятельности, то можно обратиться к религиоведению Эти элементы захоронения могут рассматриваться как отражение мифологического представления о священном орле-медиаторе в трех измерениях, по вертикали, пространства в мировоззрении евразийского шаманства (Нижний мир – мир мертвых, Срединный мир – мир живущих и Верхний – мир божеств и духов). В некоторых мифологемах орел выполняет функцию, аналогичную роли Харона, то есть в данном видении переносит души умерших на небеса. Также беркут может быть связан с культом тотема – покровителя рода
С уникальными находками кургана Аралтобе сегодня можно ознакомиться в зале «Загадка века» Атырауского областного историко-краеведческого музея. Здесь расположен макет кургана, где было найдено знаменитое захоронение сарматского вождя.
Первоначально могильник представлял собой округлое каменное сооружение высотой в два метра, диаметром около сорока метров. Круглая форма кургана свойственна культуре поклоняющихся богу солнца народностей (огнепоклонникам), что также подтверждает находящийся в центре могильника очаг со следами сильного и глубокого прокала.