Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А. С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А. С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А. С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.
Мы помним, что местничество представляло собой определенный порядок распределения служебных мест, исходя из происхождения и социального (и службеного) положения предков. То есть чин получался не за заслуги, а по происхождению. В итоге, такое распределение государственных должностей негативно складывалось на управлении, потому что человек был бездарный, а должнсть занимал.
Отмена местничества идея не Федора Алексеевича, а Сильвестра. Он написал «Созерцание» царю и рассказал там о чинах. Сильвестр написал в обращении, что местничество пораждает непорядок и вражку и что нужно отменить местничество.
И это было правдой, местничество порождало много проблем. Например, до начала смуты было 50 спорных прецедентов по вопросу местничества.
И наверное, именно в это время вопрос был наиболее острым, потому что было необходимо укрепить государственность и вооруженные силы, ведь государство было довольно слабым. Поэтому местничество и было отменено.
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А. С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А. С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А. С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.
Может это будет
Мы помним, что местничество представляло собой определенный порядок распределения служебных мест, исходя из происхождения и социального (и службеного) положения предков. То есть чин получался не за заслуги, а по происхождению. В итоге, такое распределение государственных должностей негативно складывалось на управлении, потому что человек был бездарный, а должнсть занимал.
Отмена местничества идея не Федора Алексеевича, а Сильвестра. Он написал «Созерцание» царю и рассказал там о чинах. Сильвестр написал в обращении, что местничество пораждает непорядок и вражку и что нужно отменить местничество.
И это было правдой, местничество порождало много проблем. Например, до начала смуты было 50 спорных прецедентов по вопросу местничества.
И наверное, именно в это время вопрос был наиболее острым, потому что было необходимо укрепить государственность и вооруженные силы, ведь государство было довольно слабым. Поэтому местничество и было отменено.