Девы-демоны Якшини Рельеф, II век Мифология народов Востока, уже более девяти тысяч лет назад проживавших в древнейших очагах цивилизаций — странах Двуречья (Месопотамии), Древнего Ирана, Индии, Китае и Японии, — это замечательный памятник общечеловеческой культуры. С незапамятных времен наших предков волновал вопрос о своем месте в мире, в бесконечной цепи превращений бытия, и мифология оказалась для них основным понимания окружающего мира. Издавна люди задумывались над двойной загадкой: как возникли вселенная и человек? Для чего существует он под небесным сводом? Господин ли он земли или игрушка божества? На этот вопрос пытались ответить древнейшие космогонические мифы, созданные на Востоке. Так, китайская легенда о великом Паньгу повествует о мировом яйце, из которого образовались небо и земля; индуисты же полагали, что у Вишну, хранителя мироздания, из пупа вырастает цветок лотоса, и высшее божество Брахма, восседающий в нем, начинает акт созидания вселенной. Стариннейшие сказания о богах, духах и героях переносят нашего современника в те далекие времена, когда жизнь людей полностью зависела от грозных явлений природы: песчаной бури, разлива рек, извержения вулкана, засухи. Постоянная изнурительная борьба человека за существование красочно отражена в мифах о сражениях богов и героев со страшными чудовищами, которые олицетворяли непонятные и злобные стихийные силы. Победителями из подобных смертельных поединков вышли, к примеру, глава вавилонского пантеона, бившийся с воплощением первобытного океана Тиамат; японский владыка "равнины моря" Сусаноо, одолевший многоголового дракона Ямата-но Ороти; индийский бог-громовержец Индра, губитель змееобразного демона Вритры. Для египтян, чья страна являлась узкой зеленой долиной Нила, зажатой пустынями, серьезную угрозу представлял иссушающий зной, поэтому их главным богом был беспощадный Ра, бог солнца, испепеляющий врагов. В связи с этим интересно отметить, что в Древнем Китае драконы, вопреки всему, что думают о них на Западе, считались весьма симпатичными существами. По народным верованиям, драконы являлись повелителями дождей. Без этой живительной влаги был невозможен урожай риса и иных культур, от которого зависела жизнь человека. В давние времена даже существовали особые обряды призывания чудища, в том числе и такой обряд, как появление на скале красивой женщины в качестве приманки. Из-за того что жизнь древнего человека была подчинена веками повторяющемуся сельскохозяйственному циклу, пантеоны многих религий Востока включали умирающих и воскресающих богов. Таков западносемитский Баал (финикийск. - Молох), бог грома, бури и плодородия, а также шумеро-аккадский Таммуз-Думузи, который часть года проводил с женой, богиней любви Инанной, а часть — в царстве мертвых, и египетский Осирис, ставший судьей в загробном мире. Тема продолжения жизни после смерти издревле тревожила ум человека, верящего в существование потустороннего мира, в какой-то мере отражающего его земную жизнь. Распространенные восточные религии и учения — буддизм, индуизм, зороастризм и т. д., — по-разному трактующие эти вопросы, согласно мифам, сходились в том, что праведники должны обрести бессмертную душу и попасть в рай или достичь духовного совершенства, а грешники, пройдя ряд испытаний в царстве мертвых, должны мучаться в огненных, ледяных либо населенных ужасными тварями преисподнях. Еще одной яркой чертой именно восточной мифологии можно считать предания о мировом потопе. Мифы разных народов, населяющих Древний Восток, посвященные этой страшной катастрофе, отличаются удивительным сходством. Боги, раздраженные суетностью и греховностью людей, решают разом покончить с ними. Они насылают на землю потоп, несущий смерть всему живому. Правда, боги заранее предупреждают единственного праведника среди людей — шумеро-аккадских Зиусудру и Ут-Напишпти, индийского Maнy или библейского Ноя — о грозящей беде. И он, построив ковчег, взяв на него по паре всех животных, а также семена всех растений сам и мир от верной гибели. Таким образом, мы видим, что мифы, характерные для различных культур и религий Востока, отражают важнейшие проблемы бытия, единые для всего человечества, а в наши дни мифология к тому же является философской аллегорией, широко используемой в художественной литературе и искусстве. В этой таблице перечислены наиболее значимые персонажи мифологий и религий народов древнего Востока.
Первый президент России Борис Ельцин, скончавшийся в понедельник на 77-м году жизни, был самым заметным и противоречивым политиком "новой России", фактически возглавившим процесс относительно бескровного демонтажа Советского Союза, однако не сумевший остановить падение жизненного уровня населения и ослабление позиций России в мире.
Ельцин, первый лидер в истории России, избранный всенародным голосованием в 1990 году, стал инициатором разгона также избранного на демократических выборах Верховного совета. Именно кадры прямой трансляции CNN штурма покрытой черной копотью после обстрела танками парламентской резиденции на Краснопресненской набережной стали для мира иллюстрацией противоречивых и порой парадоксальных событий в пост-советской России.
Между тем, руководимому им кабинету министров удалось справиться с некоторыми казалось бы неразрешимыми проблемами последних месяцев существования Советского союза, прежде всего, товарным дефицитом. Его правительству удалось убедить остальные страны бывшего СССР, прежде всего, Украину и Казахстан, отказаться от ядерного оружия и сконцентрировать ядерный потенциал бывшего СССР на территории России.
НЕТИПИЧНЫЙ АППАРАТЧИК
Родившийся в 1931 году в деревне Бутка Свердловской области, Ельцин сделал типичную для своего времени карьеру партийно-хозяйственного аппаратчика, венцом которой стало приглашение относительно молодого первого секретаря Свердловского обкома КПСС в Москву в команду партийных реформаторов Михаила Горбачева.
Возглавив Московский городской комитет Компартии, Ельцин быстро стал набирать популярность у москвичей своими призывами к ограничению льгот партаппарата. Однако в 1987 году после своего выступления на одном из пленумов ЦК КПСС с критикой действий команды Горбачева он лишился партийных постов и был отправлен в аппаратную ссылку на должность заместителя главы Госстроя.
Он сумел вернуться в большую политику, сначала избравшись депутатом Верховного Совета РСФСР на свободных выборах, а затем и возглавив российский парламент.
Его соперничество с Горбачевым, которому он не смог простить унижения 1987 года, по мнению многих политологов, предопределило борьбу за влияние между РСФСР, крупнейшей республикой бывшего СССР, и союзным центром, которая в итоге ослаблению и краху Советского Союза.
Во время попытки военного переворота в августе 1991 года Ельцин возглавил сопротивление путчистам. Он лично, с танка, объявил ГКЧП фактически вне закона. После провала путча развал Советского Союза стал вопросом времени, однако его в значительной степени ускорили сепаратные, за спиной Горбачева, договоренности Ельцина с лидерами Украины и Белоруссии о создании Содружества независимых государств, которое фактически заменило собой СССР.
ЕЛЬЦИНСКАЯ РОССИЯ
Первые годы существования новой России были ознаменованы обвальным падением производства, доходов населения, обесценением вкладов и гиперинфляцией, а также ростом преступности и перераспределением госсобственности в пользу нового класса предпринимателей. Именно приватизация, воспринимаемая большинством населения как несправедливая, в значительной степени предопределила нынешние сложные отношения бизнеса и власти.
Одним из наиболее противоречивых решений Ельцина стал ввод в декабре 1994 года войск в Чечню, в одностороннем порядке объявившей о независимости от России. Этот шаг положил начало одной из самых жестоких военных кампаний последних десятилетий, жертвами которой стали тысячи человек с обеих сторон, дал повод для резкой критики России со стороны Запада и спровоцировал резкий всплеск террористической активности чеченских формирований как на территории Чечни, так и остальной России.
Сам Ельцин называл этот шаг "ошибкой", однако попытка остановить войну путем подписания так называемых "хасавюртовских соглашений" в 1996 году после его переизбрания на второй срок привело к противоположному результату. Регион, фактически вышедший из-под контроля Москвы, стал "черной дырой" на территории России, где исчезали не только деньги, выделяемые на его восстановление, но и сотни людей, попавшие в заложники к бандитам. В итоге, когда в 1999 году чеченские подразделения напали на дагестанские села, Россия была вынуждена возобновить военные действия, продолжавшиеся несколько лет.
Ельцин стал не только первым всенародной избранным президентом, но и первым руководителем России, нашедшим в себе силы добровольно отказаться от власти 31 декабря 1999 году за полгода до официального истечения своих полномочий. Последний год его правления характеризовался резким падением доверия населения к власти, чередой отставок правительств, а также борьбой между различными олигархическими группировками за влияние в стране.
Рельеф, II век
Мифология народов Востока, уже более девяти тысяч лет назад проживавших в древнейших очагах цивилизаций — странах Двуречья (Месопотамии), Древнего Ирана, Индии, Китае и Японии, — это замечательный памятник общечеловеческой культуры. С незапамятных времен наших предков волновал вопрос о своем месте в мире, в бесконечной цепи превращений бытия, и мифология оказалась для них основным понимания окружающего мира. Издавна люди задумывались над двойной загадкой: как возникли вселенная и человек? Для чего существует он под небесным сводом? Господин ли он земли или игрушка божества? На этот вопрос пытались ответить древнейшие космогонические мифы, созданные на Востоке. Так, китайская легенда о великом Паньгу повествует о мировом яйце, из которого образовались небо и земля; индуисты же полагали, что у Вишну, хранителя мироздания, из пупа вырастает цветок лотоса, и высшее божество Брахма, восседающий в нем, начинает акт созидания вселенной. Стариннейшие сказания о богах, духах и героях переносят нашего современника в те далекие времена, когда жизнь людей полностью зависела от грозных явлений природы: песчаной бури, разлива рек, извержения вулкана, засухи. Постоянная изнурительная борьба человека за существование красочно отражена в мифах о сражениях богов и героев со страшными чудовищами, которые олицетворяли непонятные и злобные стихийные силы.
Победителями из подобных смертельных поединков вышли, к примеру, глава вавилонского пантеона, бившийся с воплощением первобытного океана Тиамат; японский владыка "равнины моря" Сусаноо, одолевший многоголового дракона Ямата-но Ороти; индийский бог-громовержец Индра, губитель змееобразного демона Вритры. Для египтян, чья страна являлась узкой зеленой долиной Нила, зажатой пустынями, серьезную угрозу представлял иссушающий зной, поэтому их главным богом был беспощадный Ра, бог солнца, испепеляющий врагов.
В связи с этим интересно отметить, что в Древнем Китае драконы, вопреки всему, что думают о них на Западе, считались весьма симпатичными существами. По народным верованиям, драконы являлись повелителями дождей. Без этой живительной влаги был невозможен урожай риса и иных культур, от которого зависела жизнь человека. В давние времена даже существовали особые обряды призывания чудища, в том числе и такой обряд, как появление на скале красивой женщины в качестве приманки. Из-за того что жизнь древнего человека была подчинена веками повторяющемуся сельскохозяйственному циклу, пантеоны многих религий Востока включали умирающих и воскресающих богов. Таков западносемитский Баал (финикийск. - Молох), бог грома, бури и плодородия, а также шумеро-аккадский Таммуз-Думузи, который часть года проводил с женой, богиней любви Инанной, а часть — в царстве мертвых, и египетский Осирис, ставший судьей в загробном мире.
Тема продолжения жизни после смерти издревле тревожила ум человека, верящего в существование потустороннего мира, в какой-то мере отражающего его земную жизнь. Распространенные восточные религии и учения — буддизм, индуизм, зороастризм и т. д., — по-разному трактующие эти вопросы, согласно мифам, сходились в том, что праведники должны обрести бессмертную душу и попасть в рай или достичь духовного совершенства, а грешники, пройдя ряд испытаний в царстве мертвых, должны мучаться в огненных, ледяных либо населенных ужасными тварями преисподнях. Еще одной яркой чертой именно восточной мифологии можно считать предания о мировом потопе.
Мифы разных народов, населяющих Древний Восток, посвященные этой страшной катастрофе, отличаются удивительным сходством. Боги, раздраженные суетностью и греховностью людей, решают разом покончить с ними. Они насылают на землю потоп, несущий смерть всему живому. Правда, боги заранее предупреждают единственного праведника среди людей — шумеро-аккадских Зиусудру и Ут-Напишпти, индийского Maнy или библейского Ноя — о грозящей беде. И он, построив ковчег, взяв на него по паре всех животных, а также семена всех растений сам и мир от верной гибели. Таким образом, мы видим, что мифы, характерные для различных культур и религий Востока, отражают важнейшие проблемы бытия, единые для всего человечества, а в наши дни мифология к тому же является философской аллегорией, широко используемой в художественной литературе и искусстве. В этой таблице перечислены наиболее значимые персонажи мифологий и религий народов древнего Востока.
Первый президент России Борис Ельцин, скончавшийся в понедельник на 77-м году жизни, был самым заметным и противоречивым политиком "новой России", фактически возглавившим процесс относительно бескровного демонтажа Советского Союза, однако не сумевший остановить падение жизненного уровня населения и ослабление позиций России в мире.
Ельцин, первый лидер в истории России, избранный всенародным голосованием в 1990 году, стал инициатором разгона также избранного на демократических выборах Верховного совета. Именно кадры прямой трансляции CNN штурма покрытой черной копотью после обстрела танками парламентской резиденции на Краснопресненской набережной стали для мира иллюстрацией противоречивых и порой парадоксальных событий в пост-советской России.
Между тем, руководимому им кабинету министров удалось справиться с некоторыми казалось бы неразрешимыми проблемами последних месяцев существования Советского союза, прежде всего, товарным дефицитом. Его правительству удалось убедить остальные страны бывшего СССР, прежде всего, Украину и Казахстан, отказаться от ядерного оружия и сконцентрировать ядерный потенциал бывшего СССР на территории России.
НЕТИПИЧНЫЙ АППАРАТЧИК
Родившийся в 1931 году в деревне Бутка Свердловской области, Ельцин сделал типичную для своего времени карьеру партийно-хозяйственного аппаратчика, венцом которой стало приглашение относительно молодого первого секретаря Свердловского обкома КПСС в Москву в команду партийных реформаторов Михаила Горбачева.
Возглавив Московский городской комитет Компартии, Ельцин быстро стал набирать популярность у москвичей своими призывами к ограничению льгот партаппарата. Однако в 1987 году после своего выступления на одном из пленумов ЦК КПСС с критикой действий команды Горбачева он лишился партийных постов и был отправлен в аппаратную ссылку на должность заместителя главы Госстроя.
Он сумел вернуться в большую политику, сначала избравшись депутатом Верховного Совета РСФСР на свободных выборах, а затем и возглавив российский парламент.
Его соперничество с Горбачевым, которому он не смог простить унижения 1987 года, по мнению многих политологов, предопределило борьбу за влияние между РСФСР, крупнейшей республикой бывшего СССР, и союзным центром, которая в итоге ослаблению и краху Советского Союза.
Во время попытки военного переворота в августе 1991 года Ельцин возглавил сопротивление путчистам. Он лично, с танка, объявил ГКЧП фактически вне закона. После провала путча развал Советского Союза стал вопросом времени, однако его в значительной степени ускорили сепаратные, за спиной Горбачева, договоренности Ельцина с лидерами Украины и Белоруссии о создании Содружества независимых государств, которое фактически заменило собой СССР.
ЕЛЬЦИНСКАЯ РОССИЯ
Первые годы существования новой России были ознаменованы обвальным падением производства, доходов населения, обесценением вкладов и гиперинфляцией, а также ростом преступности и перераспределением госсобственности в пользу нового класса предпринимателей. Именно приватизация, воспринимаемая большинством населения как несправедливая, в значительной степени предопределила нынешние сложные отношения бизнеса и власти.
Одним из наиболее противоречивых решений Ельцина стал ввод в декабре 1994 года войск в Чечню, в одностороннем порядке объявившей о независимости от России. Этот шаг положил начало одной из самых жестоких военных кампаний последних десятилетий, жертвами которой стали тысячи человек с обеих сторон, дал повод для резкой критики России со стороны Запада и спровоцировал резкий всплеск террористической активности чеченских формирований как на территории Чечни, так и остальной России.
Сам Ельцин называл этот шаг "ошибкой", однако попытка остановить войну путем подписания так называемых "хасавюртовских соглашений" в 1996 году после его переизбрания на второй срок привело к противоположному результату. Регион, фактически вышедший из-под контроля Москвы, стал "черной дырой" на территории России, где исчезали не только деньги, выделяемые на его восстановление, но и сотни людей, попавшие в заложники к бандитам. В итоге, когда в 1999 году чеченские подразделения напали на дагестанские села, Россия была вынуждена возобновить военные действия, продолжавшиеся несколько лет.
Ельцин стал не только первым всенародной избранным президентом, но и первым руководителем России, нашедшим в себе силы добровольно отказаться от власти 31 декабря 1999 году за полгода до официального истечения своих полномочий. Последний год его правления характеризовался резким падением доверия населения к власти, чередой отставок правительств, а также борьбой между различными олигархическими группировками за влияние в стране.