Для установления возможного отравления, которого так боялся Иван Грозный, после вскрытия гробницы появилась возможность узнать, реальны ли были опасения царя. Для этого следовало провести химико-токсикологическое исследование останков, однако за столь длительный срок — около 400 лет — многие яды могли исчезнуть или измениться, не исключалась также возможность образования из-за гниения тканей новых химических соединений. В связи с этим судебно-химическое исследование производилось на группы соединений, главным образом на так называемые «металлические» яды. После вскрытия гробницы Ивана были изъяты на исследование пробы гумуса, волос, ногтей, высохшие кусочки мягких тканей тела, небольшие, длиной 3–4 см и массой 5–10 г, кусочки ребер. Так как некоторые соединения широко распространены в природе, для контрольных исследований изымались отдельные части тканей одежды, соскобы со стенок гробницы.Спектральное исследование показало, что в соскобах со стенок гробницы содержится ничтожное количество цинка, меди, серебра, свинца. В одеждах Ивана Грозного содержались лишь те элементы, которые обычно находят в хлопчатобумажных тканях. Исследования продолжались… И вдруг — неожиданное открытие: в останках Ивана IV и царевича Ивана обнаружено почти в пять раз большее количество ртути, чем в объектах из саркофагов царя Федора Иоанновича и князя Скопина-Шуйского. Причем ртуть не могла попасть в останки извне, так как в стенках всех гробниц ее было обнаружено ничтожно мало. Следовательно, соединения ртути попали в организм царя Ивана и его старшего сына при жизни.Высокая концентрация препаратов ртути в организме Ивана IV наводила на мысль об отравлении. Но как же с царевичем Иваном? Он же умер совершенно от другой причины — черепно-мозговой травмы, нанесенной отцом. Но и у него в организме было обнаружено огромное количество ртути!
Проте, це не означає, що до 1939 р.
в Українській РСР не відбувалося жодних заходів, які б вшановували
пам’ять українського поета. Як свідчать документи, подібна практика
(щоправда, не настільки широка) була поширена щонайменше з 1925 р.
У фондах ЦДАГО України відклався хоч і нечисленний, але важливий
комплекс матеріалів із довоєнної історії офіційних Шевченкових уро-
чистостей. У першу чергу, це постанови Політбюро ЦК КП(б)У, що
затверджували програму святкових і поточних заходів, та доповідні за-
писки Народного комісаріату освіти УСРР, на який, переважно, покла-
далася відповідальність за їх підготовку. Однією з перших була поста-
нова Політбюро ЦК КП(б)У від 6 березня 1925 р. “Про святкування дня
Шевченка”. А постановою від 3 липня
1925 р. “Про стан могили-пам’ятника Т. Г. Шевченка” місце поховання
Великого Кобзаря в Каневі підпорядковувалося Народному комісаріату
просвіти РРФСР, а на її благоустрій та “обслуговування відвідувачів
політико-просвітницькою роботою” передбачалося щороку виділяти
спеціальні асигнування