В территории, которые входят в понятие «Древняя Греция», учёные включают места расселения древних греков в период греческой колонизации, который начинается с рубежа III—II тысячелетий до н. э. (возникновение первых государственных образований на острове Крит) и заканчивается во II—I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римской республикой и включены в состав Римской средиземноморской державы.Географические границы в древнегреческой истории не были постоянными, они менялись в разные исторические эпохи, сужаясь или расширяясь по мере исторического развития. Территория Древней Греции занимала юг Балканского полуострова с примыкающими с востока островами Эгейского моря, побережье Фракии, западное побережье Малой Азии и часть острова Кипр в период греческой колонизации VIII—VI вв. до н. э. На востоке в неё входил район черноморских проливов, побережье Чёрного (Причерноморье) и Азовского морей; на юге — побережье Северной Африки (Киренаика, современная Ливия); на западе — Южная Италия, восточная Сицилия; юг Галлии (современной Франции) и северо-восточное побережье Испании.Период наивысшего экономического, политического расцвета полисного строя пришёлся на Vl — V вв. до н. э. и получил в истории Древней Греции название классического.Самоназвание древних и современных греков — эллины, перешло на название страны — Эллада (Hellas). Этноним «греки» (др.-греч. Γραικοί, лат. Graeci) происходит из латинского языка и первоначально, по-видимому, относился к одному из племён Северной Греции, что отражено в названиях городов Грея[en] (Γραία) близ древнего города Танагра в Беотии и на Эвбее, был воспринят римлянами, вероятно, от колонистов из эвбейской Греи в Кумах. Профессор лингвистики и индийской филологии Георгиос Хадзидакис утверждал, что «греками» называлось древнее племя, частично переселившееся из города Танагра в Южную Италию (в Кумы). Римляне перенесли название «греки» на весь народ эллинов.
Христианская секта, получившая широкое распространение в 12-13 вв. в Западной Европе, особенно вСеверной Италии и Южной Франции. Ее приверженцы именовались альбигойцами (по городу Альби, центрудвижения), а также катарами (греч. katharos, "чистый") от названия ранней манихейской секты, членыкоторой стремились очиститься - освободиться от телесности и материальности. В своих попытках решитьпроблему зла альбигойцы следовали традиции манихейского дуализма. Они утверждали сосуществованиедвух основополагающих начал - доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злогобожества (Бога Ветхого завета), сотворившего материю и тьму. В соответствии с этим они отвергали брак идеторождение. При этом сожительство рассматривалось как меньшее зло по сравнению с браком; уход жемужа или жены считались достойными похвалы. Хотя ангельские души, как верили альбигойцы, были созданыдобрым божеством, грехопадение их привело к тому, что сатана заключил их в темницу тела. Вот почемуземная жизнь есть наказание и единственный существующий ад. Однако страдание носит лишь временныйхарактер, ибо все души в конце концов Подобно арианам, альбигойцы утверждали, что Христос - всего лишь сотворенное существо, которое никогда не обладало человеческой телесностью и вдействительности не могло умереть на кресте, ведь в таком случае оказалось бы во власти злого начала. Егоискупление подает нам пример благородной жизни, высокой нравственности; но по-настоящему ему неудалось победить грех. Следуя своей традиции дуализма, альбигойцы поощряли освобождение от тела, вчастности через самоубийство. Поскольку рождение детей они считали равносильным заключению их душ втемницу тела, альбигойцы настаивали на полном воздержании. Они верили в метемпсихозу, илиперевоплощение душ, поэтому не употребляли мясную пищу, молоко и другие продукты питания животногопроисхождения. Отрицая власть церкви и государства, они апеллировали к Священному Писанию, восновном к Новому Завету, ибо Старый Закон (Ветхий Завет) рассматривался в целом как творение дьявола. Запрещались клятвы, участие в войнах, смертная казнь. Альбигойцы проводили различие между"совершенными" и просто верующими. Небольшое число "совершенных" придерживались обрядов древнихкатаров: consolamentum, или духовное крещение, посредством наложения рук, которое наделяет правомпроповедовать новую религию; appareillamentum, или публичное исповедание грехов; endura, иливоздержание от пищи с целью освободиться от власти телесности. Верующие становились членами сектылишь после обещания принять consolamentum до конца жизни. Они зачастую откладывали совершение этогообряда и лишь перед самой смертью прибегали к такому избежания греха. Во главе альбигойцевстояла иерархия епископов, избиравшихся из числа "совершенных", и диаконов, из числа верующих. По некоторым свидетельствам, в конце 12 в. альбигойство пользовалосьзначительным влиянием во Франции. Если судить по сохранившимся документам, обличения манихействаначинаются со времен собора в Орлеане в 1022, затем последовали решения соборов в Аррасе, Шарру, Реймсе. Альбигойство как таковое впервые было подвергнуто осуждению на соборах в Тулузе (1119), затем вРеймсе (1148) и Вероне (1184), а также на III и IV Латеранских соборах в 1179 и 1215. Катары постоянно обвинялись не только в ереси, но и в подрывеоснов семьи, государства и человеческого общества. Наряду с соборными постановлениями волнуальбигойства сдерживать и общее нравственное возрождение под воздействием такихпроповедников, как святые Петер Ноласко и Бернар Клервоский, которые боролись с одной из главныхпричин роста популярности альбигойства - распущенностью духовенства и народа. Для борьбы сневежеством - источником ереси, св. Доминик учредил в 1216 орден проповедников (доминиканцев), членыкоторого были призваны наставлять верующих в христианском учении. Широкое и быстрое распространениеереси можно объяснить тем, что consolamentum гарантировало и могло быть принято любымверующим непосредственно перед смертью. Единственным требованием была вера, в остальномверующему предоставлялась полная свобода действий. В то время как церковники выступили противальбигойства, руководствуясь догматическими основаниями, светские власти исходили из политическихсоображений и использовали такие рычаги давления, как смертная казнь для отдельных сектантов иприменение военной силы против городов. Духовенство поддерживало такого рода меры, но не обошлось ибез исключений. Так, согласно Петеру Кантору, "хотя катары и признаны виновными по божественному суду, они не должны наказываться смертью". Св. Бернар допускал, что их можно заключать в тюрьму, но толькоради общественного спокойствия. Церковные законы, направленные против альбигойцев и принятые IIIЛатеранским собором, ознаменовали начало деятельности средневековой инквизиции. Собор потребовал отсветских государей подавить этих возмутителей общественного порядка, при необходимости применив силу. Последняя и кровавая стадия в истории катаров - серия сражений (1209-1228), часто называемыхальбигойскими войнами или крестовыми походами против альбигойцев. Особенно ожесточенными былибитвы при Безье, Каркассонне, Лаворе и Мюре; войсками предводительствовали граф Тулузский (со сторонысектантов) и Симон да Монфор (со стороны крестоносцев). Еще до этого, в 1208, папа Иннокентий III призвалк крестовому походу после того, как сектанты убили папского легата. Согласно мирному договору 1229 в Мо(Парижский договор), большая часть территории альбигойцев перешла к королю Франции. Однакорассеянные остатки секты просуществовали до конца 14 в. ЛИТЕРАТУРА
IV Латеранских соборах в 1179 и 1215. Катары постоянно обвинялись не только в ереси, но и в подрывеоснов семьи, государства и человеческого общества. Наряду с соборными постановлениями волнуальбигойства сдерживать и общее нравственное возрождение под воздействием такихпроповедников, как святые Петер Ноласко и Бернар Клервоский, которые боролись с одной из главныхпричин роста популярности альбигойства - распущенностью духовенства и народа. Для борьбы сневежеством - источником ереси, св. Доминик учредил в 1216 орден проповедников (доминиканцев), членыкоторого были призваны наставлять верующих в христианском учении. Широкое и быстрое распространениеереси можно объяснить тем, что consolamentum гарантировало и могло быть принято любымверующим непосредственно перед смертью. Единственным требованием была вера, в остальномверующему предоставлялась полная свобода действий. В то время как церковники выступили противальбигойства, руководствуясь догматическими основаниями, светские власти исходили из политическихсоображений и использовали такие рычаги давления, как смертная казнь для отдельных сектантов иприменение военной силы против городов. Духовенство поддерживало такого рода меры, но не обошлось ибез исключений. Так, согласно Петеру Кантору, "хотя катары и признаны виновными по божественному суду, они не должны наказываться смертью". Св. Бернар допускал, что их можно заключать в тюрьму, но толькоради общественного спокойствия. Церковные законы, направленные против альбигойцев и принятые IIIЛатеранским собором, ознаменовали начало деятельности средневековой инквизиции. Собор потребовал отсветских государей подавить этих возмутителей общественного порядка, при необходимости применив силу. Последняя и кровавая стадия в истории катаров - серия сражений (1209-1228), часто называемыхальбигойскими войнами или крестовыми походами против альбигойцев. Особенно ожесточенными былибитвы при Безье, Каркассонне, Лаворе и Мюре; войсками предводительствовали граф Тулузский (со сторонысектантов) и Симон да Монфор (со стороны крестоносцев). Еще до этого, в 1208, папа Иннокентий III призвалк крестовому походу после того, как сектанты убили папского легата. Согласно мирному договору 1229 в Мо(Парижский договор), большая часть территории альбигойцев перешла к королю Франции. Однакорассеянные остатки секты просуществовали до конца 14 в.
ЛИТЕРАТУРА