Биографы царя-реформатора тщетно искали в его детских и юношеских годах признаки склонности к преобразовательной деятельности. Александр Николаевич родился в Москве 17 апреля 1818 г. в семье великого князя Николая Павловича (с 1825 г. - императора Николая I). Воспитателем к шестилетнему Саше был определен капитан гвардии Мердер, пользовавшийся уважением и любовью молодого великого князя. Желая наилучшим образом подготовить своего наследника к роли российского императора, Николай I считал необходимым дать ему не только традиционное для императорской семьи военное, но и гуманитарное образование и воспитание. С этой целью в наставники к Александру определили В. А. Жуковского. Поэт был близок к царской семье, выполняя с 1817 г. роль учителя русского языка великой княгини Александры Федоровны, матери наследника. Свои политические идеалы он пытался передать Александру. Похожие политические идеи звучали и в лекциях М. М. Сперанского, которые наследник прослушал по достижении совершеннолетия. Для завершения его образования Николай I отправил в 1837 г. цесаревича в более чем полугодовое путешествие, проходившее через 30 губерний, что дало возможность Александру Николаевичу познакомиться с жизнью России. В следующем году он объехал Западную Европу.
Скорее всего это пункт о разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он предлагал, чтобы законодательная власть принадлежала новому выборному учреждению – Государственной Думе. Исполнительную власть, по его мнению, должны осуществлять министерства. И, наконец, судебная власть, должна принадлежать Сенату. В этом предложении, безусловно, есть логика и рационализм. И хотя реформы Сперанского не были реализованы, они нашли отражение в дальнейших новых проектах преобразований других реформаторов, которые взяли его предложения за основу. В наше время управление государством осуществляется именно на таком разделении властей: законодательная, исполнительная, судебная. Это еще раз подтверждает, что реформаторские предложения Сперанского имели рациональное зерно.
В наше время управление государством осуществляется именно на таком разделении властей: законодательная, исполнительная, судебная. Это еще раз подтверждает, что реформаторские предложения Сперанского имели рациональное зерно.