В 1359 году па московском престоле оказался Дмитрий Иванович (1359—1389), 9-летний внук Ивана Калиты. Этим воспользовался суздальско-нижегородский князь. Он отправился в Орду и получил ярлык на великое княжение владимирское. Но московские бояре, опираясь на поддержку митрополита Алексея, добились в 1362 году в Орде ярлыка для Дмитрия, не по годам развитого и смышлёного мальчика.
Нижегородский князь не сразу смирился с потерей владимирского престола. Но, почувствовав силу московского князя, он в 1366 году отдал ему в жёны свою дочь и отказался от притязаний на великое княжение.
Основным противником Москвы в борьбе за великое княжение стал тверской князь Михаил Александрович. Он заключил союз с литовским великим князем Ольгердом, заинтересованным в присоединении к Литве Смоленска, Можайска и других русских городов. Ольгерд трижды осуществлял походы на Московское княжество, но взять Москву так и не смог. К этому времени город был обнесён каменным кремлём с башнями — первой каменной крепостью в Северо-Восточной Руси. Третий поход на Москву закончился поражением литовских войск на подступах к Москве.
Однако Михаилу удалось с богатых даров склонить на свою сторону Орду. В 1371 году он получил ярлык на владимирское великое княжение. Но жители Владимира, привыкшие к власти московских князей, не пустили тверского князя в город. Не подчинился ханской воле и Дмитрий Иванович. Он заявил, что на великое княжение никого не пустит. Хан был вынужден оставить ярлык у Дмитрия.
После этих событий Дмитрий собрал войска всех русских княжеств и осадил Тверь. Михаил вынужден был признать своё поражение и объявил себя «молодшим братом» Дмитрия. В московско-тверском договоре владимирский престол был признан наследственным владением московских князей. Оба князя договорились в случае войны с Ордой действовать вместе.
Всё это свидетельствовало о том, что судьбы владимирского престола решались уже не в Орде, а на Руси. Кроме того, в 1374 году Дмитрий отказался выплачивать Орде дань.
В этот период идёт дальнейшее обмирщение культуры, утверждение нового взгляда на человеческую личность и преодоление замкнутости культурного развития России. Всё это обусловлено, во-первых, появлением капиталистического уклада в экономике, во-вторых, петровскими преобразованиями в области культуры, в-третьих, расширением связей с западными странами, в-четвёртых, изменениями эстетических вкусов и потребностей человека этой эпохи.
В культуре появились новые направления скульптуры, новые жанры живописи, новые стили в архитектуре, а светская культура заняла более прочные позиции. Важнейшей особенностью российской культуры той эпохи явилось расхождение между культурой европейски образованной части русского общества – дворянства и культурой низов, которые выступали хранителями традиционной русской культуры.
Петровские преобразования затронули быт, но только верхних слоёв русского общества. Новшества в быт внедрял сам царь, больше всего желавший, чтобы его подданные внешне были похожи на европейцев, так вернувшись из великого посольства, Пётр самолично резал бороды боярам, пришедшим его встречать. В 1705 году Пётр вел налог за право носить бороду, при этом борода разрешалась только крестьянам и священнослужителям.
После бороды черёд пришёл одежде: в январе 1700 года последовал указ Петра о запрете носить длиннополые платья, а вместо него носить немецкие и венгерские кофтаны. Пётр широко вмешивался в личную жизнь подданных, сверху насаждались новые формы общения: ассамблеи, маскарады, визиты. Впервые предусматривался общий досуг мужчин и женщин, в моду вошли западные танцы, игры, курение табака, европейские вина, парики. В 1723 году Синод указал ассамблеи устраивать даже в монастырях, чтобы насадить новые правила поведения в 1717 году было издано сочинение составленное из текстов западно-европейских авторов «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению», в ней давались советы от походки и осанки, до умения принимать пищу. Для воспитания детей была издана книга Прокоповича «Первое учение отрокам», в котором подчёркивалась главная обязанность родителей – забота об образовании детей.
В 1724 году Пётр запретил заключение браков по принуждению, по прежнему руководствовались при вступлении в брак принадлежностью жениха и невесты к одной социальной среде, но сам Пётр показал пример отступления от обычая: его второй женой была женщина низкого происхождения.
С именем Петра связано изменение календаря: Россия перешла от летоисчисления от сотворения мира, к календарю от Рождества Христова, т.е. 7208 год был объявлен 1700, а Новый год теперь начинался не с 1 сентября (установленного Иваном III), а с 1 января.
Прежние палаты напоминавшие крепости сменились дворцами европейского образца с большими окнами. В моду вошли библиотеки, оранжереи с экзотическими фруктами, стены обивались тканью, украшались картинами, портретами владельцев, статуями.
Появились новые заведения по обслуживанию на европейский лад: парфюмерные, парикмахерские, швейные и т.д. Публичным местом стал не только театр, но и музей – Кунсткамера.
В 1359 году па московском престоле оказался Дмитрий Иванович (1359—1389), 9-летний внук Ивана Калиты. Этим воспользовался суздальско-нижегородский князь. Он отправился в Орду и получил ярлык на великое княжение владимирское. Но московские бояре, опираясь на поддержку митрополита Алексея, добились в 1362 году в Орде ярлыка для Дмитрия, не по годам развитого и смышлёного мальчика.
Нижегородский князь не сразу смирился с потерей владимирского престола. Но, почувствовав силу московского князя, он в 1366 году отдал ему в жёны свою дочь и отказался от притязаний на великое княжение.
Основным противником Москвы в борьбе за великое княжение стал тверской князь Михаил Александрович. Он заключил союз с литовским великим князем Ольгердом, заинтересованным в присоединении к Литве Смоленска, Можайска и других русских городов. Ольгерд трижды осуществлял походы на Московское княжество, но взять Москву так и не смог. К этому времени город был обнесён каменным кремлём с башнями — первой каменной крепостью в Северо-Восточной Руси. Третий поход на Москву закончился поражением литовских войск на подступах к Москве.
Однако Михаилу удалось с богатых даров склонить на свою сторону Орду. В 1371 году он получил ярлык на владимирское великое княжение. Но жители Владимира, привыкшие к власти московских князей, не пустили тверского князя в город. Не подчинился ханской воле и Дмитрий Иванович. Он заявил, что на великое княжение никого не пустит. Хан был вынужден оставить ярлык у Дмитрия.
После этих событий Дмитрий собрал войска всех русских княжеств и осадил Тверь. Михаил вынужден был признать своё поражение и объявил себя «молодшим братом» Дмитрия. В московско-тверском договоре владимирский престол был признан наследственным владением московских князей. Оба князя договорились в случае войны с Ордой действовать вместе.
Всё это свидетельствовало о том, что судьбы владимирского престола решались уже не в Орде, а на Руси. Кроме того, в 1374 году Дмитрий отказался выплачивать Орде дань.
В этот период идёт дальнейшее обмирщение культуры, утверждение нового взгляда на человеческую личность и преодоление замкнутости культурного развития России. Всё это обусловлено, во-первых, появлением капиталистического уклада в экономике, во-вторых, петровскими преобразованиями в области культуры, в-третьих, расширением связей с западными странами, в-четвёртых, изменениями эстетических вкусов и потребностей человека этой эпохи.
В культуре появились новые направления скульптуры, новые жанры живописи, новые стили в архитектуре, а светская культура заняла более прочные позиции. Важнейшей особенностью российской культуры той эпохи явилось расхождение между культурой европейски образованной части русского общества – дворянства и культурой низов, которые выступали хранителями традиционной русской культуры.
Петровские преобразования затронули быт, но только верхних слоёв русского общества. Новшества в быт внедрял сам царь, больше всего желавший, чтобы его подданные внешне были похожи на европейцев, так вернувшись из великого посольства, Пётр самолично резал бороды боярам, пришедшим его встречать. В 1705 году Пётр вел налог за право носить бороду, при этом борода разрешалась только крестьянам и священнослужителям.
После бороды черёд пришёл одежде: в январе 1700 года последовал указ Петра о запрете носить длиннополые платья, а вместо него носить немецкие и венгерские кофтаны. Пётр широко вмешивался в личную жизнь подданных, сверху насаждались новые формы общения: ассамблеи, маскарады, визиты. Впервые предусматривался общий досуг мужчин и женщин, в моду вошли западные танцы, игры, курение табака, европейские вина, парики. В 1723 году Синод указал ассамблеи устраивать даже в монастырях, чтобы насадить новые правила поведения в 1717 году было издано сочинение составленное из текстов западно-европейских авторов «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению», в ней давались советы от походки и осанки, до умения принимать пищу. Для воспитания детей была издана книга Прокоповича «Первое учение отрокам», в котором подчёркивалась главная обязанность родителей – забота об образовании детей.
В 1724 году Пётр запретил заключение браков по принуждению, по прежнему руководствовались при вступлении в брак принадлежностью жениха и невесты к одной социальной среде, но сам Пётр показал пример отступления от обычая: его второй женой была женщина низкого происхождения.
С именем Петра связано изменение календаря: Россия перешла от летоисчисления от сотворения мира, к календарю от Рождества Христова, т.е. 7208 год был объявлен 1700, а Новый год теперь начинался не с 1 сентября (установленного Иваном III), а с 1 января.
Прежние палаты напоминавшие крепости сменились дворцами европейского образца с большими окнами. В моду вошли библиотеки, оранжереи с экзотическими фруктами, стены обивались тканью, украшались картинами, портретами владельцев, статуями.
Появились новые заведения по обслуживанию на европейский лад: парфюмерные, парикмахерские, швейные и т.д. Публичным местом стал не только театр, но и музей – Кунсткамера.