Естественным следствием простоты таких отношений и потребностей было то, что деньги в государстве не обращались в большом количестве, и при ограниченности торговли с другими государствами, в особенности в первые времена, легко обходились без золота и серебра. Это обстоятельство приписывается Ликургу, будто бы изгнавшему из государства все золото и серебро и заменившему их железной монетой, которая своей тяжестью и количеством должна была затруднить денежные обороты. Но в столь ранние времена не было ни надобности, ни необходимости отменять золотую монету: у спартанцев никогда не было большого количества благородных металлов, так что они не могли впоследствии даже доставить золота, потребного на позолочение головы Зевса Амикклейского. Поэтому скорее всего можно предположить, что малое количество золота и серебра во времена Ликурга было весьма естественно и только позже, когда в остальных греческих государствах золотая монета была уже в большом обращении, Спарта стала отличаться тем, что в ней было мало золота. Таким же образом напрасно приписывают Ликургу и запрещение всякого умственного занятия в то время, как в остальной Греции, сначала в немногих местах, а потом и во всей эллинской нации проявлялись уже признаки научного образования. При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, при к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучением грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву. Мальчиков приучали с ранних лет к кратким, ясным ответам. Такая речь называлась лаконической. Речь эта отличалась меткостью и остроумием, а в выражении чувства духовной свободы и независимости возвышалась над речью тех, которые, хоть и имели прославленное образование, но утратили силу, ясность речи и душевную чистоту. С такими понятиями, вытекавшими из жизненного опыта, неразрывно было связано свойственное преимущественно спартанцам и прославившее их почитание старших, так как мудрость приобретается главным образом долгою жизнью.
продукты рыболовства в значительной мере пополнялись охотой на гусей, уток и куропаток, на лосей, оленей, медведей, горных коз, а также на тюленей, китов, бобров и выдр. охота доставляла не только мясо и жир, но и шкуры и меха, ценившиеся как материал для одежды и как товарный эквивалент на межплеменном рынке. охота на выдр, бобров и морских котиков приобрела важное значение только с появлением на побережье европейцев скупщиков мехов. до этого она была наследственной привилегией определенных семей, так же как и охота на китов (у племени нутка), что, несомненно, было дережитком тотемистических представлений индейцев. имеются, например, указания на то, что у тлинкитов и квакиютлей охотд на тот или иной вид животных была привилегией родов, считавших это животное своим тотемом. подсобным источником питания служили лесные ягоды и дикие фрукты, различные корни и луковицы, морская капуста, моллюски, .собираемые женщинами летом в больших количествах.'
земледелие не получило на побережье развития и ограничилось лишь разведением табака. высушенные листья его толкли в каменной ступе с пережженными раковинами, и из смеси изготовляли лепешки, которые .сосали или жевали; позже на празднествах стали курить табак в трубках. встречаются также упоминания о попытках ухода за участками дикора .стущего клевера, корни которого были одним из любимых кушаний. после появления на побережье белых колонистов были попытки приучить индейцев к земледелию. первое время некоторые индейцы начали выращивать картофель, и с 1830 г. хайда выступали на межплеменном рынке как поставщики картофеля. но и эта культура была оставлена. квакиют- ли показывали автору этой статьи в 1930 г. лишь места, поросшие густой травой, где были когда-то огороды. картофель покупали у финнов, живших на о-ве малколме, близ поселений квакиютлей.
в описываемом районе отмечены единственные на севере американского материка зачатки скотоводства. селиши и тлинкиты разводили специальную цороду собак с длинной белой шерстью, из которой изготовляли пряжу для тканья одежды. собак этих держали отдельно от охотничьих.
Таким же образом напрасно приписывают Ликургу и запрещение всякого умственного занятия в то время, как в остальной Греции, сначала в немногих местах, а потом и во всей эллинской нации проявлялись уже признаки научного образования.
При необыкновенной привязанности спартанцев к своим законам и обычаям умственное развитие их задерживалось всею системою древних учреждений, при к их государственному устройству. И когда в других греческих государствах появлялись ораторы, софисты, философы, историки и драматические поэты, умственная сторона воспитания у спартанцев ограничивалась лишь обучением грамоте и письму, священным и воинственным песням, которые они пели на празднествах и начиная битву. Мальчиков приучали с ранних лет к кратким, ясным ответам. Такая речь называлась лаконической. Речь эта отличалась меткостью и остроумием, а в выражении чувства духовной свободы и независимости возвышалась над речью тех, которые, хоть и имели прославленное образование, но утратили силу, ясность речи и душевную чистоту. С такими понятиями, вытекавшими из жизненного опыта, неразрывно было связано свойственное преимущественно спартанцам и прославившее их почитание старших, так как мудрость приобретается главным образом долгою жизнью.
основное это охота
охота
продукты рыболовства в значительной мере пополнялись охотой на гусей, уток и куропаток, на лосей, оленей, медведей, горных коз, а также на тюленей, китов, бобров и выдр. охота доставляла не только мясо и жир, но и шкуры и меха, ценившиеся как материал для одежды и как товарный эквивалент на межплеменном рынке. охота на выдр, бобров и морских котиков приобрела важное значение только с появлением на побережье европейцев скупщиков мехов. до этого она была наследственной привилегией определенных семей, так же как и охота на китов (у племени нутка), что, несомненно, было дережитком тотемистических представлений индейцев. имеются, например, указания на то, что у тлинкитов и квакиютлей охотд на тот или иной вид животных была привилегией родов, считавших это животное своим тотемом. подсобным источником питания служили лесные ягоды и дикие фрукты, различные корни и луковицы, морская капуста, моллюски, .собираемые женщинами летом в больших количествах.'
земледелие не получило на побережье развития и ограничилось лишь разведением табака. высушенные листья его толкли в каменной ступе с пережженными раковинами, и из смеси изготовляли лепешки, которые .сосали или жевали; позже на празднествах стали курить табак в трубках. встречаются также упоминания о попытках ухода за участками дикора .стущего клевера, корни которого были одним из любимых кушаний. после появления на побережье белых колонистов были попытки приучить индейцев к земледелию. первое время некоторые индейцы начали выращивать картофель, и с 1830 г. хайда выступали на межплеменном рынке как поставщики картофеля. но и эта культура была оставлена. квакиют- ли показывали автору этой статьи в 1930 г. лишь места, поросшие густой травой, где были когда-то огороды. картофель покупали у финнов, живших на о-ве малколме, близ поселений квакиютлей.
в описываемом районе отмечены единственные на севере американского материка зачатки скотоводства. селиши и тлинкиты разводили специальную цороду собак с длинной белой шерстью, из которой изготовляли пряжу для тканья одежды. собак этих держали отдельно от охотничьих.