Якою була доля українського козацтва після остаточного зруйнування
Запорізької Січі за наказом Катерини II? *
На всіх козаків була поширена «Жалувана грамота дворянству», згідно з якою
всі вони зрівнювалися у правах з російським дворянством
частина козаків перейшла на територію Туреччини, де заснувала Задунайську
Січ, частина старшини отримала офіцерські звання, а більшість козаків були
закріпачені
козаки заснували нову Січ на річці Підпільній
українські козаки перейшли на службу до польського короля
"Один день из жизни египетского вельможи"
Многие думают, что вельможа, как приближенный к фараону, имеет легкую и счастливую жизнь, но в действительности, это не так.
На самом деле, я, как вельможа, не так часто вижу фараона, довольно редко. Но если вижу, то это особенный день, например, такой как сегодня. Я испытываю неимоверный страх, сросшийся с уважением. Я должен соблюсти все обычаи, иначе попрощаюсь с жизнью, так же легко, как и другие подданные фараона. К примеру, я должен угодить фараону любым оказать ему наиглубочайшее уважение. Почему я это делаю? Можно сказать, что такова цена моей жизни. Кроме того, за выполнение всех обычаев сегодня я сохранил право на наличие усадьбы, которую мне подарил фараон много лет назад.
Моя жизнь не вечна, поэтому львиную долю времени сегодня я потратил на подготовку гробницы. Битый час объяснял архитекторам и рабам о том, что мне нужно мое изображение, изображение детей и жены, и всего богатства, что я нажил за свою жизнь.
Пока я объяснял, то сильно умаялся, к тому же поднялась сильная жара. Делать было нечего и я пошел в свою усадьбу, чтобы отдохнуть в тени с фруктами.
В результате синтеза двух культур на территории Московского государства можно проследить явления, явно принадлежавшие монгольской традиции: экстенсивное развитие общества, деспотизм, жесткое отношение к человеку, иерархизм, право большинства, приоритет власти над моралью, единство воинской и гражданской власти, имперский характер культуры и другое. Как видим, православно - византийские основы культуры сливались с монгольскими.
При Иване III существовавшие традиции были закреплены. Оформились основы российского самодержавства не только путем расширения, но и путем укрепления политического строя, создания государственного аппарата. Все эти изменения были оформлены и законодательно закреплены в новом сборнике законов - Судебнике 1497 года.
Во второй половине ХVI в. в эпоху Ивана Грозного выбор между двумя путями развития страны, в равной степени обусловленный уже накопившимися традициями, в известной степени определился личностью самодержца.
Именно личность самого монарха, его склонность не доверять окружающим, стремление к абсолютной власти, предопределило тот факт, что от политики реформ, проводимой Избранной радой и направленной на постепенную централизацию, Иван IV перешел к политике террора. В исторической науке вопрос о целях опричнины очень долго оставался открытым. Одни цели опричного террора видели в борьбе с независимостью аристократии и удельным сепаратизмом некоторых князей. Эта версия была официальной в советский период. В последние годы становится популярной теория, согласно которой Иван IV преследовал цель, которая была направлена не на благо страны и народа, а на укрепление своей личной власти. Надо сказать, что этой цели он добился.
Опричнина поколебала тот традиционный порядок, при котором Боярская дума играла роль представительного органа высшей аристократии. В период опричнины были упразднены ряд функций и привилегий думы. В результате опричнины возросла роль в экономической и политической жизни станы мелкопоместного дворянства. Постепенно именно эта категория феодалов станет опорой самодержавия. В итоге за несколько столетий были уничтожены все традиции старинного самоуправления, ликвидирована оппозиция власти в лице родовитого феодального сословия, создана система страха, покорности и принуждения, которая и называется деспотизмом.