абсолюти́зм (от лат. absolutos — безусловный) — период в европы, когда существовала абсолютная монархия. абсолютная монархия — государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями. на протяжении почти всей многие государства были монархиями, хотя во время средних веков монарх зачастую должен был считаться с сословно-представительными органами (земские соборы в россии, кортесы в испании, генеральные штаты во франции). начиная с эпохи возрождения роль сословно-представительных органов постепенно падает, и к концу семнадцатого века во многих государствах европы устанавливается абсолютная, то есть неограниченная монархия. во франции абсолютизму благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. эта государственная форма достигла апогея своего развития при короле людовике xiv, систематически осуществлявшем свой знаменитый принцип «государство — это я» (фр. «l’etat c’est moi»). на протяжении всего девятнадцатого века, после великой французской революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. однако этот процесс проходил неравномерно, например в россии абсолютная монархия просуществовала вплоть до двадцатого века. с конца xv века в европе идет переход к абсолютной монархии от сословно-представительной, такой форме правления, при которой верховная государственная власть по закону принадлежит монарху — королю, императору, царю. юридическое обоснование своей власти монархи находили в восстановлении нормы римского права, которая была зафиксирована в vi веке в кодексе византийского императора юстиниана: «воля императора имеет силу закона». государственный интерес становится для монарха высшим критерием в политике, в отличие от средневековья, где критерием были сеньориально-вассальные династические интересы. абсолютизм имеет следующие черты: формирование институтов публичной власти — это созданный собственный бюрократический аппарат во дворе и на местах, постоянная наемная армия, налоговая и фискальная система, аппарат насилия-полиция, судебная система, унифицированное государственное право, происходит эволюция органов сословно-представительной монархии, при которой происходит ликвидация привилегий феодальной аристократии, и при которой сословные органы эволюционируют в структуры публичной власти — это генеральные штаты во франции, парламент в , кортесы в испании, ландтаги и рейхстаг в германии, ригсдаг в швеции, сеймы в речи посполитой, земские соборы в россии; также происходит изменение отношений государства и церкви — государство деспотично подчиняет себе церковь. происходит также персонификация власти монарха в периоде т. н. раннего абсолютизма, при котором монархи олицетворяли власть, а далее происходит переход к бюрократическому абсолютизму. идея абсолютной власти воспевалась в пиар-компаниях, в которых римские юристы, гуманисты, философы просвещали общество в данной актуальной идее. различают национальные централизованные государства, полиэтнические империи, территориальные княжества; то есть был региональный и универсалистский типы абсолютизма. социальная база абсолютизма такова: феодальная аристократия переходит в придворную, рыцарство в дворянство (80 % средневекового рыцарства разорилось, появились миллионы бродяг-нищих! [источник не указан 269 дней]), духовенство в чиновников[источник не указан 269 дней], крестьяне и бюргеры в налоговые классы: это период социального регулирования. происходит территориальная консолидация и формирование территории национальных государств. сепаратизм боролся с централизацией, это были гражданские и общеевропейские войны, и в 1648 году впервые сложилась новая система европейских связей по вестфальскому миру.сравнение абсолютизма во франции и ? нужно сравнить в парламенте, законах, налогах, традиция? а также различие в произношении латинских текстов по каждой провинции.
уже погибли почти все лица, которые во время болезни ивана грозного склонялись на сторону его двоюродного брата, князя владимира андреевича, но сам владимир еще оставался жив. до какой степени ему не доверял царь после болезни своей, видно из того, что несколько раз брал с него записи (письменные обязательства) верно служить и ему, царю, и сыну его. князь владимир должен был при этом обещать, что пойдет войной даже на своего родного брата, если прикажет царевич; донесет ему даже на свою мать, если та умыслит ему какое зло, и пр.
иван грозный переменил у владимира всех бояр и слуг, из одной волости перевел его в другую, наконец, и совсем покончил с ним. по одному известию, князь замышлял перейти в подданство. сигизмунду. так ли это было действительно или это была клевета – трудно судить; но вначале владимир андреевич погиб. по одним известиям, он был осужден в присутствии царя выпить отраву, по другим – ему была отрублена голова. с ним вместе казнены были его жена, дети, и даже служанок, выразивших сочувствие своим , расстреляли.
ненасытная злоба кипела в сердце ивана iv; никакие жертвы, казалось, не могли утолить ее: очевидно, страшная душевная болезнь обуревала его. вечный страх измены помрачал ум его, делал его злобным, жестоким. страшась сам всего, он хотел страшить мало того что он беспощадно истреблял боярские роды, он хотел быть страшен и простому люду. несомненно, что опричники своими доносами и клеветами разжигали все пуще и пуще больную душу ивана.
летом 1569 года явился к грозному какой-то бродяга с доносом, что новгородцы хотят предаться польскому королю. доносчик заявил, что написана даже грамота к королю и хранится в софийском соборе, за образом богоматери. царь отправил в новгород доверенное лицо вместе с доносчиком, и грамота действительно нашлась в указанном месте. говорят, что доносчик из мести новгородцам, чем-то обидевшим его, сам сочинил грамоту и искусно подписался под руку архиепископа и некоторых влиятельных новгородцев.
иван грозный поверил доносу. новгородцы и псковичи, среди которых еще жили предания о старых вольностях, могли казаться ему подозрительными. весьма вероятно, что в новгороде, вдали от москвы, смелее, чем где-либо, поговаривали о бесчинствах опричнины, и слухи об этом могли доходить до царя. он еще раньше доноса выселил из новгорода и пскова несколько сот семей; теперь же, имея благовидный повод, решился этим дать надолго острастку.
абсолюти́зм (от лат. absolutos — безусловный) — период в европы, когда существовала абсолютная монархия. абсолютная монархия — государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями. на протяжении почти всей многие государства были монархиями, хотя во время средних веков монарх зачастую должен был считаться с сословно-представительными органами (земские соборы в россии, кортесы в испании, генеральные штаты во франции). начиная с эпохи возрождения роль сословно-представительных органов постепенно падает, и к концу семнадцатого века во многих государствах европы устанавливается абсолютная, то есть неограниченная монархия. во франции абсолютизму благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. эта государственная форма достигла апогея своего развития при короле людовике xiv, систематически осуществлявшем свой знаменитый принцип «государство — это я» (фр. «l’etat c’est moi»). на протяжении всего девятнадцатого века, после великой французской революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. однако этот процесс проходил неравномерно, например в россии абсолютная монархия просуществовала вплоть до двадцатого века. с конца xv века в европе идет переход к абсолютной монархии от сословно-представительной, такой форме правления, при которой верховная государственная власть по закону принадлежит монарху — королю, императору, царю. юридическое обоснование своей власти монархи находили в восстановлении нормы римского права, которая была зафиксирована в vi веке в кодексе византийского императора юстиниана: «воля императора имеет силу закона». государственный интерес становится для монарха высшим критерием в политике, в отличие от средневековья, где критерием были сеньориально-вассальные династические интересы. абсолютизм имеет следующие черты: формирование институтов публичной власти — это созданный собственный бюрократический аппарат во дворе и на местах, постоянная наемная армия, налоговая и фискальная система, аппарат насилия-полиция, судебная система, унифицированное государственное право, происходит эволюция органов сословно-представительной монархии, при которой происходит ликвидация привилегий феодальной аристократии, и при которой сословные органы эволюционируют в структуры публичной власти — это генеральные штаты во франции, парламент в , кортесы в испании, ландтаги и рейхстаг в германии, ригсдаг в швеции, сеймы в речи посполитой, земские соборы в россии; также происходит изменение отношений государства и церкви — государство деспотично подчиняет себе церковь. происходит также персонификация власти монарха в периоде т. н. раннего абсолютизма, при котором монархи олицетворяли власть, а далее происходит переход к бюрократическому абсолютизму. идея абсолютной власти воспевалась в пиар-компаниях, в которых римские юристы, гуманисты, философы просвещали общество в данной актуальной идее. различают национальные централизованные государства, полиэтнические империи, территориальные княжества; то есть был региональный и универсалистский типы абсолютизма. социальная база абсолютизма такова: феодальная аристократия переходит в придворную, рыцарство в дворянство (80 % средневекового рыцарства разорилось, появились миллионы бродяг-нищих! [источник не указан 269 дней]), духовенство в чиновников[источник не указан 269 дней], крестьяне и бюргеры в налоговые классы: это период социального регулирования. происходит территориальная консолидация и формирование территории национальных государств. сепаратизм боролся с централизацией, это были гражданские и общеевропейские войны, и в 1648 году впервые сложилась новая система европейских связей по вестфальскому миру.сравнение абсолютизма во франции и ? нужно сравнить в парламенте, законах, налогах, традиция? а также различие в произношении латинских текстов по каждой провинции.
уже погибли почти все лица, которые во время болезни ивана грозного склонялись на сторону его двоюродного брата, князя владимира андреевича, но сам владимир еще оставался жив. до какой степени ему не доверял царь после болезни своей, видно из того, что несколько раз брал с него записи (письменные обязательства) верно служить и ему, царю, и сыну его. князь владимир должен был при этом обещать, что пойдет войной даже на своего родного брата, если прикажет царевич; донесет ему даже на свою мать, если та умыслит ему какое зло, и пр.
иван грозный переменил у владимира всех бояр и слуг, из одной волости перевел его в другую, наконец, и совсем покончил с ним. по одному известию, князь замышлял перейти в подданство. сигизмунду. так ли это было действительно или это была клевета – трудно судить; но вначале владимир андреевич погиб. по одним известиям, он был осужден в присутствии царя выпить отраву, по другим – ему была отрублена голова. с ним вместе казнены были его жена, дети, и даже служанок, выразивших сочувствие своим , расстреляли.
ненасытная злоба кипела в сердце ивана iv; никакие жертвы, казалось, не могли утолить ее: очевидно, страшная душевная болезнь обуревала его. вечный страх измены помрачал ум его, делал его злобным, жестоким. страшась сам всего, он хотел страшить мало того что он беспощадно истреблял боярские роды, он хотел быть страшен и простому люду. несомненно, что опричники своими доносами и клеветами разжигали все пуще и пуще больную душу ивана.
летом 1569 года явился к грозному какой-то бродяга с доносом, что новгородцы хотят предаться польскому королю. доносчик заявил, что написана даже грамота к королю и хранится в софийском соборе, за образом богоматери. царь отправил в новгород доверенное лицо вместе с доносчиком, и грамота действительно нашлась в указанном месте. говорят, что доносчик из мести новгородцам, чем-то обидевшим его, сам сочинил грамоту и искусно подписался под руку архиепископа и некоторых влиятельных новгородцев.
иван грозный поверил доносу. новгородцы и псковичи, среди которых еще жили предания о старых вольностях, могли казаться ему подозрительными. весьма вероятно, что в новгороде, вдали от москвы, смелее, чем где-либо, поговаривали о бесчинствах опричнины, и слухи об этом могли доходить до царя. он еще раньше доноса выселил из новгорода и пскова несколько сот семей; теперь же, имея благовидный повод, решился этим дать надолго острастку.