Советский Союз после окончания Второй мировой войны в октябре 1945го года вступил в ООН. В связи с тем, что именно СССР пришлось освобождать ряд центрально- и восточноевропейских стран (Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Венгрия, Болгария, Албания, ГДР) от немецких захватчиков и образования на их территории социалистических режимов советского образца, в мае 1955 года, в ответ на формирование странами западноевропейского блока, США и Канады НАТО (всего 12 стран) была организована Организация стран Варшавского Договора (ОВД), в которую вошли все вышеперечисленные страны. Кроме того, в 1949м году между странами социалистического лагеря был образован Совет Экономической Взаимо СЭВ). Роль и авторитет на международной арене возрастал, СССР все чаще вставал на защиту порабощенных народов (например, в Китае, Корее, во Вьетнаме). В результате резко ухудшились отношения СССР с большинством стран западного лагеря. В 1961м году, когда СССР заступились за Кубу во время Карибского кризиса, мир стоял на грани ядерного конфликта между СССР и США. В 1964м году, когда к власти в СССР пришел Л.И. Брежнев, началась эпоха налаживания контактов отношений со странами Западной Европы и США, и так называемая "холодная война" пошла на убыль.
Международное положение СССР после войны, в которой он победил ценой больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Однако соотношение сил было для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия занимала по численности первое место в мире. В то же время в области военной технологии США и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал которого в западных регионах к тому же понес огромные потери. Советская дипломатия высказывала свое намерение решать крупные международные проблемы только с США (показательно, что с конца 1945 года контакты между Сталиным и Эттли, сменившим Черчилля на посту премьер- министра Великобритании, становились все более эпизодическими) . В феврале 1946 года Молотов, в частности, заявил, что СССР - одна из двух крупнейших стран мира и никакой международный вопрос не может быть решен без ее участия. Сохраняя свою приверженность к политике раздела сфер влияния, противостоявшей американскому проекту коллективной безопасности, который отводил ООН центральное место в урегулировании конфликтов, СССР постарался упрочить свои позиции в Иране, так как до этого момента политика получения "залогов безопасности" приносила свои плоды.
Советская дипломатия высказывала свое намерение решать крупные международные проблемы только с США (показательно, что с конца 1945 года контакты между Сталиным и Эттли, сменившим Черчилля на посту премьер- министра Великобритании, становились все более эпизодическими) . В феврале 1946 года Молотов, в частности, заявил, что СССР - одна из двух крупнейших стран мира и никакой международный вопрос не может быть решен без ее участия. Сохраняя свою приверженность к политике раздела сфер влияния, противостоявшей американскому проекту коллективной безопасности, который отводил ООН центральное место в урегулировании конфликтов, СССР постарался упрочить свои позиции в Иране, так как до этого момента политика получения "залогов безопасности" приносила свои плоды.