1.Шежіре түзу одна из самых важных казахских традиций. Этнограф Акселеу Сейдимбек пишет, что слово «шежіре» древнетюркского происхождения и означает «помнить». То есть наиболее точный смысловой перевод Шежіре түзу — помнить о своих корнях.
2.Хозяйственно-экономические условия, кочевой образ жизни(С. Асфендияров, М. Вяткин, В. ...
Исторические традиции (деление племен на западное, восточное крыло, центр - еще с хуннов, тюрков, монголов и тд.).
3.Территории и основные роды и племена, составляющие жузы:
Старший жуз - это Семиречье и Южный Казахстан - сарыуйсін, дулаты, жалаиры, канлы и др.
Средний жуз - Восточный, Северный и Центральный Казахстан - аргыны, кыпчаки, найманы, кереи и т.д.
Младший жуз - Западный Казахстан - алимулы, байулы, жетыру и др.
4.Первое официальное упоминание о жузах появилось в трудах Махмуда бен Вали, написанных в 1634-1641 годах. В них говорилось, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Под словом «йуз» подразумевается казахское слово «жуз», которое является политэтнонимом и означает «племенной союз казахских родов»
1. Хозяйственно-экономические условия, кочевой образ жизни(С. Асфендияров, М. Вяткин, В. Бартольд). Деление территории Казахстана для кочевого скотоводства на три естественно-географические области: западную - на р.Урал; среднюю - на реке Сарысу, Чу, низовья Сыр-Дарьи, по Ишиму, Тоболу и Иртышу, и восточную - в Джетысу.
2-В период между известными трудами Махмуда бен Вали в 1634-1641 годах и смертью Тауке-хана (1626-1718), в течение более чем 80 лет сформировался политэтноним «жуз», который нашел отражение в «Жеты Жарғы» (Семь установлений). Сам же процесс формирования жузов с середины XVII до конца X IX века, в течение более двухсот пятидесяти лет, делится на два этапа.
Первый этап (1634 - 1718) – формирование военно-политического союза племен трех жузов в составе Казахского ханства. Он совпал с правлением Есим-хана (1598−1628), Жангир-хана (фактически 1629-1652), Бахадур-хана (1652-1680) и Тауке-хана (1680-1718).
Второй этап (1718 - 1881) – формирование территориальных границ трех жузов. Это время с момента принятия свода законов «Жеты жаргы» до Петербургского договора о разделе территории Казахского ханства между Российской и Цинской империями.
К началу XVIII века в Казахское ханство вошло более 50 племен, причем каждое со своей тамгой, знаменем, ураном, а также более тысячи родов и крупных подродов выставить сотню воинов («жуз») было 250. Согласно обычаям, каждый воин должен был знать до своих предков до седьмого колена, родоначальника и шежире. Принцип формирования жузов основывался на традиционной военно-триальной системе построения войска древних кочевников.
С принятием свода законов «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана») четко определялись права, обязанности и полномочия хана, султанов, биев и батыров. Высшей законодательной властью стал Маслихат, в состав которого входили бии, батыры, жырау и влиятельные султаны. Он собирался раз в год, осенью, в Улытау или в Туркестане. Территориальная «улусная» система управления трансформировалась в более подвижную родоплеменную «жузовскую» систему. Например, Кіші жуз (Младший жуз) существенно расширился за счет переселения племен Байулы в междуречье Жаика (Урала) и Едиля (Волги) - Букеевская орда.
1.Шежіре түзу одна из самых важных казахских традиций. Этнограф Акселеу Сейдимбек пишет, что слово «шежіре» древнетюркского происхождения и означает «помнить». То есть наиболее точный смысловой перевод Шежіре түзу — помнить о своих корнях.
2.Хозяйственно-экономические условия, кочевой образ жизни(С. Асфендияров, М. Вяткин, В. ...
Природно-географические (территориальные) факторы.
Военно-политические факторы (для защиты).
Исторические традиции (деление племен на западное, восточное крыло, центр - еще с хуннов, тюрков, монголов и тд.).
3.Территории и основные роды и племена, составляющие жузы:
Старший жуз - это Семиречье и Южный Казахстан - сарыуйсін, дулаты, жалаиры, канлы и др.
Средний жуз - Восточный, Северный и Центральный Казахстан - аргыны, кыпчаки, найманы, кереи и т.д.
Младший жуз - Западный Казахстан - алимулы, байулы, жетыру и др.
4.Первое официальное упоминание о жузах появилось в трудах Махмуда бен Вали, написанных в 1634-1641 годах. В них говорилось, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Под словом «йуз» подразумевается казахское слово «жуз», которое является политэтнонимом и означает «племенной союз казахских родов»
Объяснение:
надеюсь
1-Причины образования жузов:
1. Хозяйственно-экономические условия, кочевой образ жизни(С. Асфендияров, М. Вяткин, В. Бартольд). Деление территории Казахстана для кочевого скотоводства на три естественно-географические области: западную - на р.Урал; среднюю - на реке Сарысу, Чу, низовья Сыр-Дарьи, по Ишиму, Тоболу и Иртышу, и восточную - в Джетысу.
2. Природно-географические (территориальные) факторы.
3. Военно-политические факторы (для защиты).
2-В период между известными трудами Махмуда бен Вали в 1634-1641 годах и смертью Тауке-хана (1626-1718), в течение более чем 80 лет сформировался политэтноним «жуз», который нашел отражение в «Жеты Жарғы» (Семь установлений). Сам же процесс формирования жузов с середины XVII до конца X IX века, в течение более двухсот пятидесяти лет, делится на два этапа.
Первый этап (1634 - 1718) – формирование военно-политического союза племен трех жузов в составе Казахского ханства. Он совпал с правлением Есим-хана (1598−1628), Жангир-хана (фактически 1629-1652), Бахадур-хана (1652-1680) и Тауке-хана (1680-1718).
Второй этап (1718 - 1881) – формирование территориальных границ трех жузов. Это время с момента принятия свода законов «Жеты жаргы» до Петербургского договора о разделе территории Казахского ханства между Российской и Цинской империями.
К началу XVIII века в Казахское ханство вошло более 50 племен, причем каждое со своей тамгой, знаменем, ураном, а также более тысячи родов и крупных подродов выставить сотню воинов («жуз») было 250. Согласно обычаям, каждый воин должен был знать до своих предков до седьмого колена, родоначальника и шежире. Принцип формирования жузов основывался на традиционной военно-триальной системе построения войска древних кочевников.
С принятием свода законов «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана») четко определялись права, обязанности и полномочия хана, султанов, биев и батыров. Высшей законодательной властью стал Маслихат, в состав которого входили бии, батыры, жырау и влиятельные султаны. Он собирался раз в год, осенью, в Улытау или в Туркестане. Территориальная «улусная» система управления трансформировалась в более подвижную родоплеменную «жузовскую» систему. Например, Кіші жуз (Младший жуз) существенно расширился за счет переселения племен Байулы в междуречье Жаика (Урала) и Едиля (Волги) - Букеевская орда.