Во время заграничных походов многотысячная русская армия имела возможность увидеть, что можно жить по-другому, лучше, чем сейчас живут они. Вернувшись в Россию из-за границы молодые офицеры стали убежденными противниками самодержавия и крепостничества. Заграничный европейский пример спровоцировал передовое дворянство к желанию перемен (преобразований). Император Александр 1 стремился к новым реформам, давал задания своим доверенным лицам (М.М. Сперанскому, А.А. Аракчееву и др.) на разработку новых проектов, но не решался проводить их так как не чувствовал поддержки дворян, он боялся переворота и свержения с трона российского. Бездействие и нерешительность властей порождало тайные общества, которые, в свою очередь также разрабатывали свои программы и уставы. Во многом их идеи совпадали. Естественно, эти проекты держались втайне, тем более что в обществах, действительно, вынашивались планы насильственного свержения императора.
Различия взглядов относились, прежде всего, к таким вопросам: какой должна быть форма правления, законы; нужны ли правовые гарантии свободы личности; каковы оптимальные пределы автономии личности; какое место должна занимать религия; каково значение национальных элементов культуры, традиций, обычаев, обрядов
Главное принципиальное различие между западниками и славянофилами проходило по вопросу о том, на какой основе можно и нужно следовать к социальному и нравственному идеалу: религии и веры, опоры на исторический опыт народа, его сложившуюся психологию, или опоры на разум, логику,
Главное принципиальное различие между западниками и славянофилами проходило по вопросу о том, на какой основе можно и нужно следовать к социальному и нравственному идеалу: религии и веры, опоры на исторический опыт народа, его сложившуюся психологию, или опоры на разум, логику,