Подготовленный неолитической революцией переход человечества на качественно новый этап развития — переход к цивилизации — произошел на рубеже V—IV тысячелетий до Р.Х.
Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета — системы мировидения, которая формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения как отдельного человека, так и социальных групп.
Цивилизация — это и присущий данному культурно-историческому типу организации пространства и времени, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры. При множественности факторов, составляющих цивилизацию, основными принято считать три признака: наличие городов, государства и письменности.
Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Цивилизации делятся на три глобальных типа:
— традиционные цивилизации;
— индустриальная цивилизация;
— постиндустриальная, или информационная, цивилизация.
Для восточных обществ характерен первый тип. Отличающиеся большой устойчивостью, цивилизации Востока развиваются циклически, т.е. проходят фазы становления и упрочения единого государства, его упадка из-за усиления центробежных сил, а затем наступает социально-политическая катастрофа, связанная с распадом государства. На новой ступени развития этот цикл повторяется.
Для Западной Европы, где все три типа цивилизаций последовательно сменяли друг друга, характерно поступательное развитие, то есть постоянное восхождение к более прогрессивным формам развития общества (при всей относительности понятия прогресс).
Российская цивилизация, сформировавшаяся на стыке Европы и Азии, синтезировала черты развития Востока и Запада.
Оценка политики Абылай хана по следующему плану:
1) Опишите политическую ситуацию в Казахском ханстве до прихода к власти Абылай хана (не менее 3—х примеров).
• Средний жуз искал покровительства Российской империи, поэтому поводу в 1740 году в Оренбурге состоялась встреча 120 султанов
• Абылай пытался дать отпор джунгурам, но попал к ним в плен в 1742 году
• Абылай поддерживал Амурсана против династии Цин, но потом заключил военный союз против Джунгарии
2) Ситуация в Казахском ханстве, сложившаяся после прихода к власти Абылай хана (не менее 3-х примеров)
• 1756 год признание султанов и хана Среднего жуза маньчжурское господство
• 1759 год – Абылай посылает в Петербург Жолбарыса для подтверждения российского покровительства
• 1762 год – Абылай отдает сына заложником в Пекин
• Поддерживал Пугачева и одновременно ждал поддержки от Екатерины, потому она и назвала его правителем только Среднего жуза
3) Влияние политики Абылай хана на развитие последующих исторических событий.
• Он оказал большое влияние на самосознание народа (отсюда и его мифологизация)
• Им было восстановлена территориальная целостность Казахстана.
• Казахстан стал частично независимым, имел отношения как с Россией, так и с Китаем
Объяснение:
Подготовленный неолитической революцией переход человечества на качественно новый этап развития — переход к цивилизации — произошел на рубеже V—IV тысячелетий до Р.Х.
Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета — системы мировидения, которая формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения как отдельного человека, так и социальных групп.
Цивилизация — это и присущий данному культурно-историческому типу организации пространства и времени, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры. При множественности факторов, составляющих цивилизацию, основными принято считать три признака: наличие городов, государства и письменности.
Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Цивилизации делятся на три глобальных типа:
— традиционные цивилизации;
— индустриальная цивилизация;
— постиндустриальная, или информационная, цивилизация.
Для восточных обществ характерен первый тип. Отличающиеся большой устойчивостью, цивилизации Востока развиваются циклически, т.е. проходят фазы становления и упрочения единого государства, его упадка из-за усиления центробежных сил, а затем наступает социально-политическая катастрофа, связанная с распадом государства. На новой ступени развития этот цикл повторяется.
Для Западной Европы, где все три типа цивилизаций последовательно сменяли друг друга, характерно поступательное развитие, то есть постоянное восхождение к более прогрессивным формам развития общества (при всей относительности понятия прогресс).
Российская цивилизация, сформировавшаяся на стыке Европы и Азии, синтезировала черты развития Востока и Запада.