З своих владениях? Боярские вотчины, как и крестьянские общины, имел
— характер. Здесь производилось практически всё н
В жизни людей. Торговля между различными частями
сита слабо, была нерегулярной. В условиях господства
го хозяйства каждая крупная земля могла развивать с
Во самостоятельно.
Может ли, на ваш взгляд, в наше время отдельная семья
в условиях натурального хозяйства?
Причины раздробленности крылись порядке управа
государством. В каждой земле со далось своё вече,
турная власть, свое народное ополч ние. Поэтому, поп
,
ТУ
С целью учета плательщиков дани их «сочли в число» , т. е. провели перепись населения. Начали ее еще в середине 40-х гг. в Киевской земле; одни русичи должны были платить дань натурой — звериными шкурками, других продавали в рабство. В 1257 г. ордынские «численники» переписали население во Владимиро-Суздальской и Рязанской землях. Людей при этом разделили на десятки и сотни, тысячи и десятки тысяч. Так Орде легче было облагать народы завоеванных стран налогами, всякими поборами, исчислять поступление денег и воинов в ордынское войско — ханы, помимо прочего, «гоняли людей, велели им воевать вместе с собой» .
От налогов ханы освободили только духовенство. Они понимали, что священники имеют немалое влияние, и давали иерархам русской церкви ярлыки (грамоты) на льготы в податях и повинностях. Александр Невский и митрополит всея Руси Кирилл добились образования в Сарае русской епископии. Она обслуживала религиозные потребности русских людей, которых немало скопилось в Орде. Церковные земли охранялись ханскими чиновниками, но во время набегов они нередко подвергались разорению.
С жителей брали не только дань, но и другие налоги: поплужное (подать с плуга) , ям (сбор для поддержания ямской гоньбы — почтовой службы) , «корм» , собирали подводы, воинов, ремесленников.
Но главное — нашествие и иго отбросили русские земли назад в их развитии. Ордынские властители отнюдь не содействовали централизации на Руси, объединению ее земель, а, наоборот, препятствовали в этом. В их интересах было разжигать вражду между русскими князьями, не допускать их единства. Все, что происходило в эти годы в плане дальнейшего развития Руси, делалось против их воли, волей русских людей, оплачивалось ими дорогой ценой