в древнем египте уже во ii тыс. до н.э. возник приходно-расходный учет. на папирусах того времени не просто велась опись остатков, а фиксировалось каждое действие. изобретение учета открыло дорогу к текущему учету фактов хозяйственной деятельности.
все население древнего египта, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. налог составлял 30 процентов от размера урожая. а количество зерна, которое земледелец мог получить со своего надела в предстоящем году, чиновники рассчитывали заранее. соответственно и 30 процентов от этого количества «закладывали» на год вперед. и никакой форс-мажор уже не мог стать причиной для уменьшения этой величины. из 30 процентов, которые забирали у землевладельцев, до царского зернохранилища доходило только 22,5 процента. а остальные 7,5 процента шли в местные храмы за то, что они предоставляли охрану для защиты сборщиков налогов. что касается оплаты труда остальных участников сбора податей, то их «услуги» земледелец оплачивал отдельно, уже сверх тех 30 процентов, которые отдавал государству. налоги в древнем египте платили большинство жителей, но не все. существовали «избранные», которые были освобождены от налогового бремени. помимо самого фараона это были жрецы и «миряне» – люди, которые не являлись жрецами, но выполняли в храме какие-нибудь работы. также от налогов были освобождены писцы – представители одной из самых элитных древнеегипетских профессий.
естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов – из посвященных им житниц. но чаще всего в документах упоминается недостача.
за исключением определенных налогов в древнем египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал. операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во ii тысячелетии до нашей эры. банки давали ссуды. если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20—30% годовых. если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика.
в каждом городе были рынки. государство регламентировало торговлю. государственными актами устанавливались качество и цены товаров. рынки были строго разделены на кварталы по товаров. за организацию и контроль работы рынков отвечали особые чиновники. рыночная торговля облагалась государственными сборами (налогами). в целом, древнеегипетское общество имело достаточно развитую натурального обмена.
в средневековье строго придерживались учения о том, что все население делится на три социальные группы – три сословия. в каждом из этих сословий у людей разные права и обязанности. итак, основное, наиболее важное сословие – духовенство. оно состояло из служителей церкви - монахов и священников. на них лежала забота о духовной жизни человека, и, прежде всего о спасении души христианина. второе сословие – феодалы или рыцари. их основная защищать страну от внешних врагов. третье сословие – крестьянство и горожане. основным предназначением этой социальной группы было обеспечивать продуктами питания и предметами ремесел первые два сословия.
в древнем египте уже во ii тыс. до н.э. возник приходно-расходный учет. на папирусах того времени не просто велась опись остатков, а фиксировалось каждое действие. изобретение учета открыло дорогу к текущему учету фактов хозяйственной деятельности.
все население древнего египта, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. налог составлял 30 процентов от размера урожая. а количество зерна, которое земледелец мог получить со своего надела в предстоящем году, чиновники рассчитывали заранее. соответственно и 30 процентов от этого количества «закладывали» на год вперед. и никакой форс-мажор уже не мог стать причиной для уменьшения этой величины. из 30 процентов, которые забирали у землевладельцев, до царского зернохранилища доходило только 22,5 процента. а остальные 7,5 процента шли в местные храмы за то, что они предоставляли охрану для защиты сборщиков налогов. что касается оплаты труда остальных участников сбора податей, то их «услуги» земледелец оплачивал отдельно, уже сверх тех 30 процентов, которые отдавал государству. налоги в древнем египте платили большинство жителей, но не все. существовали «избранные», которые были освобождены от налогового бремени. помимо самого фараона это были жрецы и «миряне» – люди, которые не являлись жрецами, но выполняли в храме какие-нибудь работы. также от налогов были освобождены писцы – представители одной из самых элитных древнеегипетских профессий.
естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов – из посвященных им житниц. но чаще всего в документах упоминается недостача.
за исключением определенных налогов в древнем египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал. операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во ii тысячелетии до нашей эры. банки давали ссуды. если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20—30% годовых. если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика.
в каждом городе были рынки. государство регламентировало торговлю. государственными актами устанавливались качество и цены товаров. рынки были строго разделены на кварталы по товаров. за организацию и контроль работы рынков отвечали особые чиновники. рыночная торговля облагалась государственными сборами (налогами). в целом, древнеегипетское общество имело достаточно развитую натурального обмена.
в средневековье строго придерживались учения о том, что все население делится на три социальные группы – три сословия. в каждом из этих сословий у людей разные права и обязанности. итак, основное, наиболее важное сословие – духовенство. оно состояло из служителей церкви - монахов и священников. на них лежала забота о духовной жизни человека, и, прежде всего о спасении души христианина. второе сословие – феодалы или рыцари. их основная защищать страну от внешних врагов. третье сословие – крестьянство и горожане. основным предназначением этой социальной группы было обеспечивать продуктами питания и предметами ремесел первые два сословия.