Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».
Слово «средневековье» придумали лишь тогда, когда эта эпоха клонилась к своему закату. И понимали, это слово примерно так: были светлые времена Древней Греции и Древнего Рима, когда царили образование, наука, культура, разум. В наше время мы снова становимся культурными и образованными, не хуже, чем в античности.
А что посредине? Посреди лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы. Попусту пропавшее время. Это время дикости, антисанитарии, сжигания ведьм на костре и всевластия католической церкви. Это образ средневековья – мрачный.
Чем дальше средние века уходили в , тем яснее становилось, что у них были свои достоинства по сравнению с наступившими временами. Некоторым стало даже казаться, что средние века были лучшей эпохой истории. Ведь тогда деньги ещё не правили миром, не торчали повсюду чадящие фабричные трубы, люди владели столь смертоносным оружием, как нынешнее.
Первый в истории великий стиль купольной архитектуры, существовавший на огромной территории, находившейся под властью Византийской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния. Период активного развития византийской архитектуры продолжался с 6 по 15 вв., в 46 вв. ему предшествовал этап становления, а с середины 15 в. начался период развития производных стилей. Вопрос о происхождении византийского архитектурного стиля является предметом ожесточенных споров. Французский археолог Ф.А.Шуази (18411909) и австрийский историк искусства Й.Стржиговский (18621941) отстаивали его ближневосточные корни, в то время как итальянский искусствовед Дж.Т.Ривоира (18491919) и его последователи придерживались версии римского влияния. Во всяком случае очевидно, что элементы, общие для архитектуры и того и другого региона, вошли в состав развитой строительной практики византийцев. В качестве важнейшего общего элемента следует указать кирпичный купол (часто на барабане) с полихромными мозаиками на внутренней поверхности, вес которого посредством парусов (сферических треугольников с вершиной, направленной вниз) передается четырем массивным столбам внутри здания, а прочие конструктивные элементы представлены полукуполами, тромпами (коническими сегментами, передающими нагрузку от округлой или многоугольной конструкции прямоугольной), арками, сводами, колоннами. Византийский стиль первый и единственный среди западных стилей, в котором удалось соединить полноту цветового богатства с мощными и рационально выверенными конструктивными формами, обладающими высокой степенью функциональной цельности.
Возникновение и развитие.К тому времени, когда началось становление византийской архитектуры, все ее основные элементы уже присутствовали в Средиземноморье. Базиликальный тип был распространен повсеместно как в многоколонных, с деревянными перекрытиями раннехристианских церквах, так и в различных примерах собственно римской базилики, своды которой покоились на широко расставленных массивных столбах и подпирались поперечными цилиндрическими сводами боковых нефов, как в базилике Максенция Константина в Риме (307312). Встречаются и разные варианты зданий центрического типа, как, например, храм Минерва Медика (или, иначе, нимфей Лициниевых садов, начало 4 в.) или мавзолей Константины (326329, в 1256 переименован в церковь Санта Костанца), обе в Риме; баптистерий православных в Равенне (ок. 450 в.); церковь Сан Стефано Ротондо в Риме (468483). Простую крестовую в плане форму мы встречаем в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (ок. 440). Паруса, открывшие перед византийской архитектурой новые конструктивные возможности, были известны в Риме по крайней мере со 2 в. В одной обнаруженной в Палестине римской гробнице 2 в. проект представлял собой крест, вписанный в прямоугольник, центральная часть которого была перекрыта куполом, переходившим в паруса и подпертым цилиндрическими сводами по ветвям креста; в каждом из обратных углов креста находилось по небольшому помещению. Однако в римскую эпоху паруса встречаются либо в зданиях небольшого размера (как описанная гробница), либо как далекие от совершенства эксперименты (возможно, термы Каракаллы
Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».
Слово «средневековье» придумали лишь тогда, когда эта эпоха клонилась к своему закату. И понимали, это слово примерно так: были светлые времена Древней Греции и Древнего Рима, когда царили образование, наука, культура, разум. В наше время мы снова становимся культурными и образованными, не хуже, чем в античности.
А что посредине? Посреди лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы. Попусту пропавшее время. Это время дикости, антисанитарии, сжигания ведьм на костре и всевластия католической церкви. Это образ средневековья – мрачный.
Чем дальше средние века уходили в , тем яснее становилось, что у них были свои достоинства по сравнению с наступившими временами. Некоторым стало даже казаться, что средние века были лучшей эпохой истории. Ведь тогда деньги ещё не правили миром, не торчали повсюду чадящие фабричные трубы, люди владели столь смертоносным оружием, как нынешнее.
Возникновение и развитие.К тому времени, когда началось становление византийской архитектуры, все ее основные элементы уже присутствовали в Средиземноморье. Базиликальный тип был распространен повсеместно как в многоколонных, с деревянными перекрытиями раннехристианских церквах, так и в различных примерах собственно римской базилики, своды которой покоились на широко расставленных массивных столбах и подпирались поперечными цилиндрическими сводами боковых нефов, как в базилике Максенция Константина в Риме (307312). Встречаются и разные варианты зданий центрического типа, как, например, храм Минерва Медика (или, иначе, нимфей Лициниевых садов, начало 4 в.) или мавзолей Константины (326329, в 1256 переименован в церковь Санта Костанца), обе в Риме; баптистерий православных в Равенне (ок. 450 в.); церковь Сан Стефано Ротондо в Риме (468483). Простую крестовую в плане форму мы встречаем в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (ок. 440). Паруса, открывшие перед византийской архитектурой новые конструктивные возможности, были известны в Риме по крайней мере со 2 в. В одной обнаруженной в Палестине римской гробнице 2 в. проект представлял собой крест, вписанный в прямоугольник, центральная часть которого была перекрыта куполом, переходившим в паруса и подпертым цилиндрическими сводами по ветвям креста; в каждом из обратных углов креста находилось по небольшому помещению. Однако в римскую эпоху паруса встречаются либо в зданиях небольшого размера (как описанная гробница), либо как далекие от совершенства эксперименты (возможно, термы Каракаллы