В 1811 году Пушкин поступил в лицей, только что открытый в Царском Селе (ныне г. Пушкин), под Петербургом. В августе были проведены приёмные экзамены, а 19 октября, когда окончился ремонт здания, отведённого под лицей, состоялось торжественное открытие этого нового учебного заведения. С 23 октября начались занятия. Лицей был своеобразным учебным заведением. В его организации большое участие принимал видный государственный деятель начала XIX века М. М. Сперанский. По его замыслу, лицей должен был подготовлять образованных и передовых людей. Поэтому по проекту лицея, составленному Сперанским, в программу были включены предметы не только среднего, но и высшего учебного заведения, в частности политические науки. Во главе лицея был поставлен близкий Сперанскому человек В. Ф. Малиновский. Были назначены лучшие профессора и преподаватели. Среди них необходимо отметить профессора политических наук А. П. Куницына, особенно любимого Пушкиным. Противник крепостного права, Куницын своей критикой деспотизма и рабства, защитой прав личности и свободы воспитывал многих лицеистов в духе вольномыслия и свободолюбия. Французский язык и литературу преподавал Будри, брат знаменитого якобинца Марата, много рассказывавший лицеистам о французской революции. Лекции этих и близких к ним по духу профессоров, а также запрещённая политическая литература, имевшая большое распространение среди лицеистов, превращали лицей времён Пушкина в школу политического вольномыслия. Недаром Пушкин и его друзья называли его «лицейской республикой
Вот уже два столетия как в отечественной историографии не прекращается полемика вокруг так называемого "варяжского вопроса". Самим его появлением мы обязаны немецкой научной школе, навязавшей славянам теорию скандинавского происхождения варягов. Эту сомнительную теорию, кое-как подкрепленную документальными свидетельствами действительного присутствия скандинавов на Руси, по сей день широко использует значительная часть нашей пишущей братии. Против норманской теории, усмотрев в ней тезис об отсталости славян и их неготовности к образованию государства, активно выступил патриотически настроенный М. В. Ломоносов, к которому в XIX веке присоединились Д. И. Иловайский и др. (предлагая иную, не скандинавскую идентификацию варягов) . Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обсуловлено его приглашение на княжение) . К слабости первых антинорманистов следует отнести их версии, основанные в основном на логике и интуиции, но не поддержанные историческими свидетельствами.
Источник: http://www.kritika24.ru/page.php?id=582