Сельское хозяйство править пойменная почва месопотамии, удобряемая и орошаемая тигра и евфрата, способствовала развитию земледелия. вспашка производилась с тяжёлого плуга, в которого впрягали быков. на распространение рабского труда указывает тот факт, что в плуг иногда впрягали людей[3]. развитие земледелия определялась искусственным орошением. царь хаммурапи уделял большое внимание ирригации. по его приказу был построен канал нар-хаммурапи — «богатство народа, приносящее изобилие воды шумеру и аккаду». поддержание в порядке всей оросительной системы было обязанностью государства, каждый участок в отдельности содержали в порядке общины. в многочисленных письмах царь возлагал материальную ответственность на чиновников за орошение земель[4]. для начала работы в поле вавилоняне орошали его. затем пригоняли быков, топтавших землю. после этого поле боронили и рыхлили. все комки разбивались молотками. эта работала требовала тяжелого труда и большого количества работников. она длилась десять дней и выполнялась как днём, так и ночью. сев происходил при плуга-сеялки, рядом с которым шёл человек с мешком ячменя, кидавший через определённые промежутки времени. когда ячмень начинал прорастать, крестьянин обязался богине сельскохозяйственных вредителей и принимал меры по разгону птиц. далее он должен был полить всходы три раза на строго определённых стадиях. крестьянин мог полить их в четвёртый раз в случае, когда опасность грибкового заболевания миновала[5]. важное значение в хозяйстве царства имело разведение скота. луга и степи региона были прекрасными пастбищами, где паслись стада. государственная власть охраняла интересы богатых скотоводов. значительная часть скота была в руках нескольких богачей, отдававших его внаём простым вавилонянам. наниматель скота был ответственным за нанятых им животных и обязывался возмещать их хозяину убытки в случае причинения им ущерба, например, повреждения рогов или глаз. пастухи также несли ответственность за изменения клейма или продажу украденного животного[3].
в степных и холмистых районах между египтом, вавилонией и финикийским побережьем средиземного моря издавна селились люди. во 2 тысячелетии до н. э. среди других народов здесь жили и кочевые еврейские племена.
прослышав про сытую жизнь в египте, нередко евреи переселялись туда. но постепенно фараоны начали притеснять потомков евреев-переселенцев и решили совсем уничтожить их род. одного младенца по имени моисей удалось спасти.
эти предания из древних евреев вошли в библию, что на древнегреческом означает "книга". первая, наиболее древняя часть библии называется ветхим заветом. в ветхий завет входят еврейские мифы и предания. он содержит не только повествование о старине, но и размышления мудрецов, древние законы и обычаи. библия начинается с мифов о сотворении мира, о первых людях - и еве, об изгнании их из рая, о великом потопе и о расселении народов по земле.
с течением времени евреи пришли к единобожию, стали почитать одного бога - яхве. они верили, что яхве сотворил мир и дал людям заповеди - правила, по которым они должны жить. заповеди были записаны на каменных досках - скрижалях, которые бог вручил моисею - некогда спасенному младенцу, ставшему впоследствии вождем евреев.
самые главные заповеди таковы: поклоняться лишь одному яхве, но не изображать его и не произносить напрасно его .священное имя, почитать отца и мать, не красть и не зариться на чужое, не лгать и не убивать человека. иначе виновного постигнет божья кара.
евреи заключили с яхве завет, т. е. договор. они согласились выполнять все заповеди бога. а он через моисея обещал вывести их из египетского плена в благодатный край, что позже стал называться палестиной. в 13 в. до н. э. после странствий евреи из египта пришли в палестину. там они спустя несколько столетий образовали свое царство - израиль.
первым правителем израильского царства стал саул. после гибели саула и его сыновей в битве с филистимлянами царем был избран давид. столицей царства при давиде, в 10 в. до н. э., стал город иерусалим.
после давида на престол вступил его сын соломон. он славился богатством и мудростью. но царство его было непрочно и распалось вскоре после его смерти.
в 6 в. до н. э. евреев подчинили себе вавилоняне.
персидский царь кир, покорив вавилон, отпустил пленных евреев на родину. позднее еврейские купцы и ученые служили при дворе персидских царей.
библейские сказания
в степных и холмистых районах между египтом, вавилонией и финикийским побережьем средиземного моря издавна селились люди. во 2 тысячелетии до н. э. среди других народов здесь жили и кочевые еврейские племена.
прослышав про сытую жизнь в египте, нередко евреи переселялись туда. но постепенно фараоны начали притеснять потомков евреев-переселенцев и решили совсем уничтожить их род. одного младенца по имени моисей удалось спасти.
эти предания из древних евреев вошли в библию, что на древнегреческом означает "книга". первая, наиболее древняя часть библии называется ветхим заветом. в ветхий завет входят еврейские мифы и предания. он содержит не только повествование о старине, но и размышления мудрецов, древние законы и обычаи. библия начинается с мифов о сотворении мира, о первых людях - и еве, об изгнании их из рая, о великом потопе и о расселении народов по земле.
с течением времени евреи пришли к единобожию, стали почитать одного бога - яхве. они верили, что яхве сотворил мир и дал людям заповеди - правила, по которым они должны жить. заповеди были записаны на каменных досках - скрижалях, которые бог вручил моисею - некогда спасенному младенцу, ставшему впоследствии вождем евреев.
самые главные заповеди таковы: поклоняться лишь одному яхве, но не изображать его и не произносить напрасно его .священное имя, почитать отца и мать, не красть и не зариться на чужое, не лгать и не убивать человека. иначе виновного постигнет божья кара.
евреи заключили с яхве завет, т. е. договор. они согласились выполнять все заповеди бога. а он через моисея обещал вывести их из египетского плена в благодатный край, что позже стал называться палестиной. в 13 в. до н. э. после странствий евреи из египта пришли в палестину. там они спустя несколько столетий образовали свое царство - израиль.
первым правителем израильского царства стал саул. после гибели саула и его сыновей в битве с филистимлянами царем был избран давид. столицей царства при давиде, в 10 в. до н. э., стал город иерусалим.
после давида на престол вступил его сын соломон. он славился богатством и мудростью. но царство его было непрочно и распалось вскоре после его смерти.
в 6 в. до н. э. евреев подчинили себе вавилоняне.
персидский царь кир, покорив вавилон, отпустил пленных евреев на родину. позднее еврейские купцы и ученые служили при дворе персидских царей.