Сразу после войны экономическое положение стран Латинской Америки было весьма благоприятным. Как и после первой мировой войны, они имели накопленные золотовалютные резервы, их доля в мировой торговле увеличилась. К тому времени латифундисты уже в значительной степени утратили свое ведущее положение в большинстве стран Латинской Америки. Их место заняли представители национального капитала, усилившиеся в годы благоприятной экономической конъюнктуры военного времени. Они стремились к упрочению независимости, которая мыслилась тогда как дальнейшее развитие с государства импортзамещающей индустриализации. Вместе с тем, они были сторонниками социальных реформ, большей социальной справедливости. Это политическое течение в послевоенной Латинской Америке назвали национал-реформизмом. В Бразилии такой курс осуществлял вернувшийся в 1951 году к власти Жетулиу Варгас. Одним из самых важных его достижений была национализация нефтяной промышленности. В 1954 году военные потребовали его отставки. И тогда он покончил жизнь самоубийством. В Аргентине политику национал-реформизма проводило правительство Хуана Доминго Перона.
США в этот период были озабочены лишь одним: чтобы СССР не проник в Западное полушарие. Для предотвращения этого упор делался на усиление военно-политического сотрудничества Латинской Америки с США. Был заключен договор о коллективной безопасности (1948 год), создана Организация американских государств (1948 год). Американцы перевооружили местные армии и создали практически новую военную элиту подготовку в США. При этом их мало беспокоило внутреннее положение в странах Латинской Америки, если там не было непосредственной угрозы прихода к власти коммунистов. Хотя руководителям Соединенных Штатов удавалось находить общий язык и с такими деятелями, как Хуан Перон или Варгас с их антиамериканской риторикой, они все же предпочитали более послушных политиков типа Фульхенсио Батисты на Кубе или Анастасио Сомосы в Никарагуа.
Новая полоса развития
Конец 50-х — начало 60-х годов положили начало новой полосе социально-экономического развития Латинской Америки. Ресурсы для проведения импортозамещающей индустриализации были исчерпаны, государственные финансы обременены необходимостью поддерживать громадный государственный сектор экономики. Прорехи в бюджетах возникали и в связи с реализацией амбициозных проектов. Бразилия в 1957 году начала строительство новой столицы вдали от перенаселенного Рио-де-Жанейро. Это был ультрасовременный город, построенный на пустом месте и названный Бразилиа. Он должен был символизировать будущее страны. Мексика добилась права проведения в своей столице — Мехико — Олимпийских игр 1968 года, что заставило полностью реконструировать многомиллионный город. Следствием перенапряжения государственных бюджетов стало начало инфляции, деньги обесценивались; бразильский крузейро «похудел» в 5 раз только за 1961-1964 годы. Повсеместно выросла социальная напряженность.
Вбольшинстве случаев леворадикальные организации не были массовыми, но отличались революционными настроениями, часто крайней левизной. в их среде имелись маоистские, троцкистские и анархистские течения. они стремились связать лево-националистические концепции с марксизмом и на этой основе выработать революционную теорию, которая бы, по их представлениям, отвечала условиям латинской америки. левые радикалы выступали за «освободительную антиимпериалистическую революцию» на континенте, связывая ее с борьбой за социализм. они склонны были преувеличивать степень зависимости латинской америки от ведущих капиталистических держав и видели в освободительном движении развивающихся стран главную антиимпериалистическую и антикапиталистическую силу в мире. левые радикалы апеллировали в первую очередь к беднейшему сельскому и городскому населению, считая, что квалифицированные кадры промышленного пролетариата подвержены реформистским влияниям, «обуржуазиванию» . большинство левых радикалов главный или даже единственный путь революции в латинской америке видели в вооруженной борьбе, в партизанской войне. вдохновляясь примером кубы, они надеялись созданием партизанских очагов в сельской местности быстро разжечь пламя народной революции на континенте. левые радикалы скептически относились к партийно-политической борьбе и традиционным левым, в том числе коммунистическим партиям. 1. в дальнейшем конференция оон по торговле и развитию (юнктад) стала постоянно действующим органом при оон. в конце 60-х годов к новому подъему освободительной борьбы. начало его оказалось несколько неожиданным и не сразу осознанным: инициаторами перемен в нескольких странах стали военные режимы левонационалистической ориентации, пришедшие к власти в результате переворотов в октябре 1968 г. в перу и панаме, в сентябре 1969 г. в боливии, в 1972 г. в эквадоре и гондурасе. это было новым важным явлением в жизни континента. широкое распространение в латинской америке получили как антиимпериалистические, так и антикапиталистические настроения. с лозунгами социализма связывалось последовательное решение национального и социального развития. сторонниками социализма объявили себя многие влиятельные реформистские и националистические партии и движения. ряд национал-реформистских партий перешел на социал-демократические позиции и примкнул к социнтерну (демократическое действие венесуэлы, перуанские апристы. партия национального освобождения коста-рики и др.) . в колумбии популистская националистическая организация национальный народный союз (анапо) , созданная под руководством рохаса пинильи (бывшего диктатором в 1953– 1957 гг.) , взяла на вооружение идеи «национального социализма» и выступила с требованиями антиимпериалистических национальных и социальных преобразований. в условиях национального фронта – соглашения, обеспечивавшего гегемонию двух главных партий страны – консерваторов и либералов, анапо на президентских выборах в апреле 1970 г. смогла получить более полутора миллионов голосов, опередив либералов и едва не завоевав первое место в острой конкуренции с консерваторами. перонисты в аргентине в 1973 г. пришли к власти также под лозунгами «национального социализма» . военное правительство перу 1968–1975 гг. заявляло о намерении построить «перуанский социализм» . в чили в пользу социализма в период избирательной кампании 1970 г. высказывались не только участники блока левых сил, но и кандидат христианско-демократической партии в президенты р. томич. в сумме за эти партии проголосовали почти 2/3 всех избирателей. в конце 60-х – середине 70-х годов прокатилась волна национализации собственности иностранных компаний, главным образом в добывающей и нефтяной промышленности (чили, перу, венесуэла, боливия, гайана, ямайка, эквадор
Сразу после войны экономическое положение стран Латинской Америки было весьма благоприятным. Как и после первой мировой войны, они имели накопленные золотовалютные резервы, их доля в мировой торговле увеличилась. К тому времени латифундисты уже в значительной степени утратили свое ведущее положение в большинстве стран Латинской Америки. Их место заняли представители национального капитала, усилившиеся в годы благоприятной экономической конъюнктуры военного времени. Они стремились к упрочению независимости, которая мыслилась тогда как дальнейшее развитие с государства импортзамещающей индустриализации. Вместе с тем, они были сторонниками социальных реформ, большей социальной справедливости. Это политическое течение в послевоенной Латинской Америке назвали национал-реформизмом. В Бразилии такой курс осуществлял вернувшийся в 1951 году к власти Жетулиу Варгас. Одним из самых важных его достижений была национализация нефтяной промышленности. В 1954 году военные потребовали его отставки. И тогда он покончил жизнь самоубийством. В Аргентине политику национал-реформизма проводило правительство Хуана Доминго Перона.
США в этот период были озабочены лишь одним: чтобы СССР не проник в Западное полушарие. Для предотвращения этого упор делался на усиление военно-политического сотрудничества Латинской Америки с США. Был заключен договор о коллективной безопасности (1948 год), создана Организация американских государств (1948 год). Американцы перевооружили местные армии и создали практически новую военную элиту подготовку в США. При этом их мало беспокоило внутреннее положение в странах Латинской Америки, если там не было непосредственной угрозы прихода к власти коммунистов. Хотя руководителям Соединенных Штатов удавалось находить общий язык и с такими деятелями, как Хуан Перон или Варгас с их антиамериканской риторикой, они все же предпочитали более послушных политиков типа Фульхенсио Батисты на Кубе или Анастасио Сомосы в Никарагуа.
Новая полоса развитияКонец 50-х — начало 60-х годов положили начало новой полосе социально-экономического развития Латинской Америки. Ресурсы для проведения импортозамещающей индустриализации были исчерпаны, государственные финансы обременены необходимостью поддерживать громадный государственный сектор экономики. Прорехи в бюджетах возникали и в связи с реализацией амбициозных проектов. Бразилия в 1957 году начала строительство новой столицы вдали от перенаселенного Рио-де-Жанейро. Это был ультрасовременный город, построенный на пустом месте и названный Бразилиа. Он должен был символизировать будущее страны. Мексика добилась права проведения в своей столице — Мехико — Олимпийских игр 1968 года, что заставило полностью реконструировать многомиллионный город. Следствием перенапряжения государственных бюджетов стало начало инфляции, деньги обесценивались; бразильский крузейро «похудел» в 5 раз только за 1961-1964 годы. Повсеместно выросла социальная напряженность.