На центральной площади древнерусского города было княжеское поместье, его окружали стена и заградительное сооружение. А вокруг поместья строились слободы, в которых жили и работали ремесленники.
В городах развивалось кузнечно-слесарное и оружейное дело, обработка драгметаллов, ковка, а также чеканка, филигрань, гончарное ремесло. Сельские ремесленники находили себя в кузнечном промысле, гончарном деле, обработке дерева, кожи, меха, ткачестве.
Первый этап развития древнерусских ремесел занял 2 века – от 10 до 12 столетия (20-30-х годов). Техника ремесленного производства вне всяких сомнений была совершенной, высокой. Работа в основном велась на заказ, рынок свободного сбыта в ту эпоху был мал.
Второй этап развития стартовал в первой трети 12 века: резко расширился ассортимент продукции, производство быстро рационализировалось. Тому к примеру, появление ткацкого станка в ткачестве или возникновение нового типа лезвий в металлургии.
Ремесла могли бы быстро развиваться и дальше, если бы не нашествие монголо-татар. Разгром городов, угон людей в рабство более чем на 100 лет остановили процесс развития ремесла. Некоторые города (на севере и западе Руси – Новгород, Смоленск, Полоцк, Псков) в меньшей степени пострадали от агрессоров, ремесла и культура там развивались. Но относительно, потому что татарская дань не давала сделать это в полную мощь.
Природа народного искусства, ремесленничества всегда коллективная, так как она связана с формированием традиции. Для традиции нужно, чтобы навыки и средства выражения стали привычными. Погибнуть промысел мог, когда не давал дохода. А это связано с появлением фабричного производства. Вот так прогресс вступает в конфронтацию с ручным трудом.
Ремесла делились на женские и мужские. Женский труд носил более художественный характер – вещи, которые служили для украшения, делали преимущественно женщины. Мужчины занимались более грубым, сложным трудом. Так, женщины ткали, шили и вышивали, плели, занимались росписью. Мужчины же преуспели в ювелирном деле, кузнечном и скорняжном ремесле, гончарном деле. Таковы были основные ремесла восточных славян.
Зодчество. Культовый характер искусства определил приоритет направлений и жанров, получивших преобладающее развитие. Здесь ведущие позиции занимало зодчество. Русский город — это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных миниатюр, археологические раскопки позволили отчасти воссоздать его облик. Он раскинут несколько шире, чем его европейский город-собрат. Дома с дворами. У знати терема в два-три, а то и четыре этажа. В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Это и понятно: именно с греческих зодчих, при участии мастеров по камню, мозаистов и строителей в Киеве и других центрах были воздвигнуты первые постройки. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность. К таким постройкам следует отнести знаменитый Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами. Величественный храм, в котором было все — и мощь, и торжественность, по праву стал главным храмом Древнерусского государства. Очень скоро древнерусская архитектура приобрела самобытные и неповторимые черты. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор и в Новгороде. Знаменательно, что это был не просто спор двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства; сошлись и различные эстетические представления: праздничности и гармоничности Софии Киевской была противопоставлена величавая суровость и лаконичность северной Софии Новгородской. Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом. Отныне каждый из князей радел о процветании стольного города, который ни в чем не должен был уступать не только соседям, а и самому Киеву. Это тому, что архитектура различных земель, сохраняя общность, приобретает свои индивидуальные черты. Зодчество получает новые импульсы развития, итог которых — создание архитектурных памятников мирового уровня. Во второй половине XII в. при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо во Владимире сооружается Успенский собор. Традиционная крестово-купольная конструкция здесь получает новое развитие: нарядный фасад украшен рядом небольших арок — арматурным поясом, пилястры и полуколонны придают зданию особую торжественность. На Владимирской земле стоит и другая жемчужина древнерусской архитектуры, поражающая своей удивительной простотой и гармонией пропорций,— церковь Покрова на Hepли. Древние зодчие точно учитывали и окружающее пространство, и вкусы, потребности заказчиков. Дмитриевский собор, выстроенный в центре Владимира, рядом с Успенским собором и княжескими палатами, был собором дворцовым, призванным возвеличить благочестивую княжескую власть в лице Всеволода Юрьевича. Собор поражает своим великолепием, изощренной белокаменной резьбой. На его северном фасаде в окружении своих многочисленных сыновей изображен сам владимирский князь. Изобразительное искусство. Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись, развивавшаяся под сильным византийским влиянием. Именно из Византии вместе с иконографическим каноном и греческими мастерами на русскую землю пришла техника мозаики, фрески и станковой живописи. Наиболее полно мозаика сохранилась в Софии Киевской. Организуют интерьер две композиции, в центре которых изображение всесильного и торжествующего Христа, подавляющего зрителя своей мощью и внутренней силой, и заступницы Богоматери. Не случайно это мозаичное изображение получило название «Нерушимая стена». Первые иконы, появившиеся на Руси, привезены из Византии. Среди них были великолепные памятники византийской иконописи, такие, как икона Владимирской Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении всей ее многовековой истории. Однако очень скоро происходит становление самостоятельной древнерусской иконописной школы со своими традициями и художественными особенностями. К древнерусской школе многие искусствоведы относят Нерукотворный XII в. с его выразительным сочетанием глубокой задумчивости взгляда с экспрессивностью, рожденной асимметричностью лица. Столь же выразителен облик иконы «Ангел Златые Власы». Высокого уровня достигло прикладное искусство Древней Руси. Предметы декоративного искусства до сих пор поражают своей красотой, разнообразием материалов и высочайшей техникой — сканью, зернью, эмалью. Украшения, выполненные в технике зерни, представляли собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой и серебряной проволоки, иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью — непрозрачной стекловидной массой.
Объяснение:
7 тезисов о художественном ремесле Древней Руси:
На центральной площади древнерусского города было княжеское поместье, его окружали стена и заградительное сооружение. А вокруг поместья строились слободы, в которых жили и работали ремесленники.
В городах развивалось кузнечно-слесарное и оружейное дело, обработка драгметаллов, ковка, а также чеканка, филигрань, гончарное ремесло. Сельские ремесленники находили себя в кузнечном промысле, гончарном деле, обработке дерева, кожи, меха, ткачестве.
Первый этап развития древнерусских ремесел занял 2 века – от 10 до 12 столетия (20-30-х годов). Техника ремесленного производства вне всяких сомнений была совершенной, высокой. Работа в основном велась на заказ, рынок свободного сбыта в ту эпоху был мал.
Второй этап развития стартовал в первой трети 12 века: резко расширился ассортимент продукции, производство быстро рационализировалось. Тому к примеру, появление ткацкого станка в ткачестве или возникновение нового типа лезвий в металлургии.
Ремесла могли бы быстро развиваться и дальше, если бы не нашествие монголо-татар. Разгром городов, угон людей в рабство более чем на 100 лет остановили процесс развития ремесла. Некоторые города (на севере и западе Руси – Новгород, Смоленск, Полоцк, Псков) в меньшей степени пострадали от агрессоров, ремесла и культура там развивались. Но относительно, потому что татарская дань не давала сделать это в полную мощь.
Природа народного искусства, ремесленничества всегда коллективная, так как она связана с формированием традиции. Для традиции нужно, чтобы навыки и средства выражения стали привычными. Погибнуть промысел мог, когда не давал дохода. А это связано с появлением фабричного производства. Вот так прогресс вступает в конфронтацию с ручным трудом.
Ремесла делились на женские и мужские. Женский труд носил более художественный характер – вещи, которые служили для украшения, делали преимущественно женщины. Мужчины занимались более грубым, сложным трудом. Так, женщины ткали, шили и вышивали, плели, занимались росписью. Мужчины же преуспели в ювелирном деле, кузнечном и скорняжном ремесле, гончарном деле. Таковы были основные ремесла восточных славян.
Русский город — это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных миниатюр, археологические раскопки позволили отчасти воссоздать его облик. Он раскинут несколько шире, чем его европейский город-собрат. Дома с дворами. У знати терема в два-три, а то и четыре этажа.
В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Это и понятно: именно с греческих зодчих, при участии мастеров по камню, мозаистов и строителей в Киеве и других центрах были воздвигнуты первые постройки. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность.
К таким постройкам следует отнести знаменитый Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами. Величественный храм, в котором было все — и мощь, и торжественность, по праву стал главным храмом Древнерусского государства.
Очень скоро древнерусская архитектура приобрела самобытные и неповторимые черты. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор и в Новгороде. Знаменательно, что это был не просто спор двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства; сошлись и различные эстетические представления: праздничности и гармоничности Софии Киевской была противопоставлена величавая суровость и лаконичность северной Софии Новгородской.
Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом. Отныне каждый из князей радел о процветании стольного города, который ни в чем не должен был уступать не только соседям, а и самому Киеву. Это тому, что архитектура различных земель, сохраняя общность, приобретает свои индивидуальные черты. Зодчество получает новые импульсы развития, итог которых — создание архитектурных памятников мирового уровня.
Во второй половине XII в. при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо во Владимире сооружается Успенский собор. Традиционная крестово-купольная конструкция здесь получает новое развитие: нарядный фасад украшен рядом небольших арок — арматурным поясом, пилястры и полуколонны придают зданию особую торжественность. На Владимирской земле стоит и другая жемчужина древнерусской архитектуры, поражающая своей удивительной простотой и гармонией пропорций,— церковь Покрова на Hepли.
Древние зодчие точно учитывали и окружающее пространство, и вкусы, потребности заказчиков. Дмитриевский собор, выстроенный в центре Владимира, рядом с Успенским собором и княжескими палатами, был собором дворцовым, призванным возвеличить благочестивую княжескую власть в лице Всеволода Юрьевича. Собор поражает своим великолепием, изощренной белокаменной резьбой. На его северном фасаде в окружении своих многочисленных сыновей изображен сам владимирский князь.
Изобразительное искусство. Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись, развивавшаяся под сильным византийским влиянием. Именно из Византии вместе с иконографическим каноном и греческими мастерами на русскую землю пришла техника мозаики, фрески и станковой живописи.
Наиболее полно мозаика сохранилась в Софии Киевской. Организуют интерьер две композиции, в центре которых изображение всесильного и торжествующего Христа, подавляющего зрителя своей мощью и внутренней силой, и заступницы Богоматери. Не случайно это мозаичное изображение получило название «Нерушимая стена».
Первые иконы, появившиеся на Руси, привезены из Византии. Среди них были великолепные памятники византийской иконописи, такие, как икона Владимирской Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении всей ее многовековой истории. Однако очень скоро происходит становление самостоятельной древнерусской иконописной школы со своими традициями и художественными особенностями. К древнерусской школе многие искусствоведы относят Нерукотворный XII в. с его выразительным сочетанием глубокой задумчивости взгляда с экспрессивностью, рожденной асимметричностью лица. Столь же выразителен облик иконы «Ангел Златые Власы».
Высокого уровня достигло прикладное искусство Древней Руси. Предметы декоративного искусства до сих пор поражают своей красотой, разнообразием материалов и высочайшей техникой — сканью, зернью, эмалью. Украшения, выполненные в технике зерни, представляли собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой и серебряной проволоки, иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью — непрозрачной стекловидной массой.