Культурные напластования поселения сохранились настолько, что дают возможность последовательно проследить жизнь ладожского поселения с середины VIII до начала XI века. На выставке представлены вещи из раскопок А. Н. Кирпичникова на Земляном Городище в 2003 г. , и коллекция находок из раскопок В. П. Петренко на левом берегу реки Ладожки в 1972-75 г. г. (раскоп у Варяжской улицы) . Анализ этих находок дает нам возможность судить об этническом составе первоначального населения Ладоги, состоящего из славян, местного финского населения, скандинавов. Раскопки Земляного Городища позволили представит масштабы международной торговли: из разных стран в Ладогу поступали оружие, гребни, бусы, украшения, ткани, сосуды и большое количество арабских серебряных монет – дирхемов. Отсюда они распространялись по всей территории Северной и Восточной Европы. Мир вещей, собранный во время раскопок, дает нам возможность представить быт и занятия жителей Ладоги в те далекие времена, из эстетические вкусы. Многие вещи украшены разнообразным орнаментом: насечками, кружками, переплетающимися линиями (плетенка) , образующими сложные узоры, изображения фантастических зверей. Торговля была основным импульсом развития Ладоги. Сюда с Приладожья, с Севера доставлялась пушнина – главный товар на рынках Запада и Востока. Из Европы в Ладогу, и через нее на русские и восточные рынки везли оружие, мечи, копья, стрелы, украшения, кубки, византийские ткани, прибалтийский янтарь. Сюда же привозили и рабов, захваченных во время набегов, о чем свидетельствуют письменные источники. С Востока в Ладогу, а через нее и в страны Европы, доставляли бусы из горного хрусталя и сердолика, раковины каури, наборные пояса, дорогую стеклянную и серебряную посуду, шелковые ткани, пряности, предметы роскоши. Но главным восточным товаром являлись арабские серебряные монеты – дирхемы. Именно на них обменивали привезенные товары. Через Ладогу они попадали в Северную и Западную Европу и были основным источником поступления серебра в эти регионы. Наибольшую прибыль давала работорговля. Так если на севере рабыня стоила 70-80 дирхемов, то на восточных рынках за нее можно было получить от 2 до 10-15 тысяч дирхемов. Для сравнения – среднего качества меч стоил 40-60 дирхемов, а лошадь 80-100. Торговцы в те сложные времена для большей безопасности путешествовали большими коллективами, с воинами, слугами. Часто они были вынуждены зимовать в Ладоге. Для их размещения строились «Большие Дома» площадью до 160 кв. м. Как правило, они имели большое помещение с очагом в центре. Вдоль стен устанавливались скамьи, на которых можно было сидеть, спать. Подобные комплексы обнаруживают сочетание скандинавской наборной и русской срубной домостроительной традиции. Очень часто при строительстве таких домов использовались части кораблей, в основном доски. Во время долгих зимовок торговцы готовили свои корабли к далеким и опасным плаваниям по речным и морским путям в Булгары, Константинополь, города Арабского Халифата. В этих домах они занимались ремеслом, изготавливая вещи, необходимые в пути, играли в шахматы, кости. Игральные фишки, изготовленные из разных материалов, неоднократно находят во время раскопок в Старой Ладоге. Основу ладожской экономики составляли дальняя и ближняя торговля и обмен с окрестным финно-язычным населением. Все это стимулировало развитие в Ладоге косторезного, бронзолитейного и стеклоделательного ремесел. В слое середины VIII в. были найдены остатки кузнечно-ювелирной мастерской с уникальным набором из 28 инструментов ремесленника – универсала. Судя по инструментам и отходам производства, мастер занимался кузнечно-слесарными и ювелирными работами, а также ремонтом кораблей. В культурных напластованиях Ладоги найдены останки и других мастерских: бронзолитейных, стеклоделательных, по обработке кожи и кости. Почти во всех постройках встречаются тигли, льячки, ремесленные инструменты, куски янтаря, заготовки и отходы производства.
Гол, да не вор; беден, да честен. Честное здравствование сердцу на радость. Доброю женою и муж честен. И не велика беда, да честна. Честному мужу честен и поклон. Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд. Лучше малые крохи с честностью, чем большие куски с лихостью. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом. Некрасив собой, зато честен душой. Честна госпожа — честен нрав. Честна жена мужем. Честна милостыня во время скудости. Честная жена для супруга душа, а с хорошим умом и для всех хороша. Честно поднес — под самый нос. Честным пирком да за свадебку. Честных почитай, а гордых презирай. Честен перстень у дворян на руке. Добрый конь не без седока, а честный человек не бед друга. Не в силе честность, а в правде. Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. Честное дело и буйну голову смиряет.
Честное здравствование сердцу на радость.
Доброю женою и муж честен.
И не велика беда, да честна.
Честному мужу честен и поклон.
Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.
Лучше малые крохи с честностью, чем большие куски с лихостью.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
Некрасив собой, зато честен душой.
Честна госпожа — честен нрав.
Честна жена мужем.
Честна милостыня во время скудости.
Честная жена для супруга душа, а с хорошим умом и для всех хороша.
Честно поднес — под самый нос.
Честным пирком да за свадебку.
Честных почитай, а гордых презирай.
Честен перстень у дворян на руке.
Добрый конь не без седока, а честный человек не бед друга.
Не в силе честность, а в правде.
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Честное дело и буйну голову смиряет.