В VI—VII веках в Индии образовалось до 70 самостоятельных княжеств. Князья—раджи жили в роскошных дворцах вместе со своими придворными, воинами и высшими чиновниками, разъезжали на специально обученных, в богатом убранстве слонах, которых держали и в своем войске.
Земля считалась собственностью государства. За пользование землей раджи собирали с крестьян налог. Часть земель вместе с крестьянами князья раздавали своим родственникам и приближенным за несение военной службы.
Много земель получали и служители древней индуистской религии — брахманы, а также буддийские храмы и монастыри. Особенностью средневекового общества в Индии (отчасти сохранившейся до наших дней) являлось деление людей на касты — слои, различающиеся не только в имущественном и правовом отношении, но и по месту, занимаемому в обществе. Если каста брахманов была на самом верху общественной пирамиды, то далеко внизу располагались касты «неприкасаемых», то есть людей, даже прикосновение к которым могло «осквернить» (уборщики, обдиратели падали и многие другие беднейшие люди). Переход в более высокую касту был труден даже для богатых людей.
Иногда отдельным правителям удавалось объединить часть страны. Но такие государства были непрочными и быстро распадались. Раджи то заключали между собой союзы, то вновь становились врагами и воевали друг с другом.
Вторжение мусульман
Ослабленная междоусобными войнами страна становилась легкой добычей завоевателей. В начале VIII века арабы завоевали Синд — часть Западной Индии. После распада Багдадского халифата на Индию совершали разорительные набеги правители мусульманских государств, образовавшихся на территории нынешних Ирана, Афганистана и Средней Азии. Постепенно мусульмане завоевали всю северную часть Индии.
В начале XIII века из владений мусульман на севере Индии образовалось государство со столицей в Дели — Делийский султанат. Султаны подчинили большую часть Индии, присвоили земли изгнанных и истребленных во время войн индийских князей; султан ставил во главе областей своих приближенных и военачальников, чтобы они за счет собранных налогов содержали наемные отряды.
Знатные люди закрепили за собой полученные в управление земли. Они передавали их по наследству и перестали подчиняться султану. С середины XIV века от султаната отделялись одна за другой независимые области.
Окончательный удар ослабевшему Делийскому султанату нанесло в 1398 году вторжение войск Тимура — правителя Самарканда из Средней Азии, который наводил ужас на соседние народы. Всюду, где проходили его войска, они сеяли смерть и опустошение. Вступившие в Дели воины Тимура несколько дней грабили город. По его приказу были перебиты 100 тысяч пленников; он почти поголовно истреблял в захваченных областях жителей, которые сопротивлялись вторжению, и сооружал башни из черепов убитых. Нагруженный добычей, с массой пленников Тимур вернулся в Самарканд. После его нашествия на севере Индии долго свирепствовали голод и эпидемии.
Власти султана подчинялась лишь небольшая территория вокруг Дели. Всюду царили междоусобицы и поднимались мятежи.
В 1320 г. к власти в султанате пришел очередной выходец из гулямов, основавший династию Туглаков, правившую страной до 1414 г. Мухаммед Туглак (1325–1351) сумел на некоторое время восстановить распавшуюся было после смерти Ала ад-дина империю, но очень ненадолго. Еще при его жизни она вновь распалась, на сей раз окончательно: сначала от султаната отпала Бенгалия (1339), а затем по частям и весь Декан. С трудом сохранялся контроль над Гуджаратом с его важными торговыми портами, но в 80-х годах XIV в. отпал от султаната и он, да еще вместе с Мальвой. Окончательный удар по распавшейся империи был нанесен Тимуром, разграбившим в 1398 г. Дели и вырезавшим значительную часть его жителей (многие другие были вывезены им в Самарканд).
Султаны династий Сайидов и Лоди, правившие Северной Индией в 1414–1526 гг., временами укрепляли свою власть и энергично преследовали противников, совершая даже походы на соседей, по большей части неудачные. Но в целом султанат переживал кризис, период упадка. Одна за другой откалывались от него окраины, порой крупные провинции, пока в 1526 г. последний из султанов не был разбит Бабуром, основавшим в Индии империю Великих Моголов.
Политическая история Делийского султаната по-своему весьма поучительна. В принципе основанная на исламе структура была объективно более сильной и внутренне жизне чем существовавшие до нее государственные образования древней и средневековой империи, включая и такие, как маурийская. Как уже не раз об этом шла речь, мусульманская структура всегда и везде сильна прежде всего неразрывной слитностью в ней религиозного и политического начал, тогда как индийская именно в этом пункте была слабой: религия в Индии как бы подчеркнуто ставила себя вне политики, демонстрировала безразличие к власти.
Казалось бы, появление в Индии исламских государств и ислама как религии должно было резко изменить привычную для этой страны политическую ситуацию. В известной степени так оно и было. Но слабость исламской государственности в Индии заключалась в том, что пассивное сопротивление традиционного индийского общества, которое исламские завоеватели всеми силами старались, но так и не сумели преодолеть, подрывало новую структуру изнутри, сильно ослабляя ее в те самые критические моменты ее существования, когда ей особенно необходима была поддержка снизу, изнутри, когда она нуждалась в столь привычном для нее единстве перед лицом грозного врага или мощного соперника. Чтобы продемонстрировать этот феномен более обстоятельно, обратимся к анализу тех факторов и общественных сил, которые в совокупности определяли собой упомянутую сложную ситуацию.
Индийские княжества
В VI—VII веках в Индии образовалось до 70 самостоятельных княжеств. Князья—раджи жили в роскошных дворцах вместе со своими придворными, воинами и высшими чиновниками, разъезжали на специально обученных, в богатом убранстве слонах, которых держали и в своем войске.
Земля считалась собственностью государства. За пользование землей раджи собирали с крестьян налог. Часть земель вместе с крестьянами князья раздавали своим родственникам и приближенным за несение военной службы.
Много земель получали и служители древней индуистской религии — брахманы, а также буддийские храмы и монастыри. Особенностью средневекового общества в Индии (отчасти сохранившейся до наших дней) являлось деление людей на касты — слои, различающиеся не только в имущественном и правовом отношении, но и по месту, занимаемому в обществе. Если каста брахманов была на самом верху общественной пирамиды, то далеко внизу располагались касты «неприкасаемых», то есть людей, даже прикосновение к которым могло «осквернить» (уборщики, обдиратели падали и многие другие беднейшие люди). Переход в более высокую касту был труден даже для богатых людей.
Иногда отдельным правителям удавалось объединить часть страны. Но такие государства были непрочными и быстро распадались. Раджи то заключали между собой союзы, то вновь становились врагами и воевали друг с другом.
Вторжение мусульманОслабленная междоусобными войнами страна становилась легкой добычей завоевателей. В начале VIII века арабы завоевали Синд — часть Западной Индии. После распада Багдадского халифата на Индию совершали разорительные набеги правители мусульманских государств, образовавшихся на территории нынешних Ирана, Афганистана и Средней Азии. Постепенно мусульмане завоевали всю северную часть Индии.
В начале XIII века из владений мусульман на севере Индии образовалось государство со столицей в Дели — Делийский султанат. Султаны подчинили большую часть Индии, присвоили земли изгнанных и истребленных во время войн индийских князей; султан ставил во главе областей своих приближенных и военачальников, чтобы они за счет собранных налогов содержали наемные отряды.
Знатные люди закрепили за собой полученные в управление земли. Они передавали их по наследству и перестали подчиняться султану. С середины XIV века от султаната отделялись одна за другой независимые области.
Окончательный удар ослабевшему Делийскому султанату нанесло в 1398 году вторжение войск Тимура — правителя Самарканда из Средней Азии, который наводил ужас на соседние народы. Всюду, где проходили его войска, они сеяли смерть и опустошение. Вступившие в Дели воины Тимура несколько дней грабили город. По его приказу были перебиты 100 тысяч пленников; он почти поголовно истреблял в захваченных областях жителей, которые сопротивлялись вторжению, и сооружал башни из черепов убитых. Нагруженный добычей, с массой пленников Тимур вернулся в Самарканд. После его нашествия на севере Индии долго свирепствовали голод и эпидемии.
Власти султана подчинялась лишь небольшая территория вокруг Дели. Всюду царили междоусобицы и поднимались мятежи.
В 1320 г. к власти в султанате пришел очередной выходец из гулямов, основавший династию Туглаков, правившую страной до 1414 г. Мухаммед Туглак (1325–1351) сумел на некоторое время восстановить распавшуюся было после смерти Ала ад-дина империю, но очень ненадолго. Еще при его жизни она вновь распалась, на сей раз окончательно: сначала от султаната отпала Бенгалия (1339), а затем по частям и весь Декан. С трудом сохранялся контроль над Гуджаратом с его важными торговыми портами, но в 80-х годах XIV в. отпал от султаната и он, да еще вместе с Мальвой. Окончательный удар по распавшейся империи был нанесен Тимуром, разграбившим в 1398 г. Дели и вырезавшим значительную часть его жителей (многие другие были вывезены им в Самарканд).
Султаны династий Сайидов и Лоди, правившие Северной Индией в 1414–1526 гг., временами укрепляли свою власть и энергично преследовали противников, совершая даже походы на соседей, по большей части неудачные. Но в целом султанат переживал кризис, период упадка. Одна за другой откалывались от него окраины, порой крупные провинции, пока в 1526 г. последний из султанов не был разбит Бабуром, основавшим в Индии империю Великих Моголов.
Политическая история Делийского султаната по-своему весьма поучительна. В принципе основанная на исламе структура была объективно более сильной и внутренне жизне чем существовавшие до нее государственные образования древней и средневековой империи, включая и такие, как маурийская. Как уже не раз об этом шла речь, мусульманская структура всегда и везде сильна прежде всего неразрывной слитностью в ней религиозного и политического начал, тогда как индийская именно в этом пункте была слабой: религия в Индии как бы подчеркнуто ставила себя вне политики, демонстрировала безразличие к власти.
Казалось бы, появление в Индии исламских государств и ислама как религии должно было резко изменить привычную для этой страны политическую ситуацию. В известной степени так оно и было. Но слабость исламской государственности в Индии заключалась в том, что пассивное сопротивление традиционного индийского общества, которое исламские завоеватели всеми силами старались, но так и не сумели преодолеть, подрывало новую структуру изнутри, сильно ослабляя ее в те самые критические моменты ее существования, когда ей особенно необходима была поддержка снизу, изнутри, когда она нуждалась в столь привычном для нее единстве перед лицом грозного врага или мощного соперника. Чтобы продемонстрировать этот феномен более обстоятельно, обратимся к анализу тех факторов и общественных сил, которые в совокупности определяли собой упомянутую сложную ситуацию.