В преддверии 100-летия начала Первой мировой я, разбираясь в старых книгах (это связано с моей профессией), наткнулся на письмо русского солдата Ивана Михайловича своим родным. Кроме текста, на обратной стороне письма от руки нарисована карта фронта. Письмо проникнуто удивительной простотой и искренностью. Ниже привожу расшифровку письма (орфография сохранена), и сканы письма в комментариях.
1915 года 29го дня Июля
Здравствуйте многоуважаемыя и дорогия родители во первых папаша Михаил Захарович и также мамаша Иринья Павловна от многолюбящаго сына Ивана Михайловича при чем спешу я Вам послать дорогия родители сердечный привет и при том Вашего Родительскаго благословения на моей Военной службе которое моглобы существовать на гроб моей жизни и навеки нерушимой. Также спешу расклонится многуважаемой и дорогой супруге Дарье Ивановне и дорогому сыночку Лене при чем спешу послать я Вам Даша и Леня свой сердечный привет и притом желаю я Вам от Господа Бога доброго здравия в делах Ваших скорого и счастливого успеха многолюбящий Вас Иван Михайлович. Также спешу поклонится многоуважаемой и дорогой бабушке Устинье Никитивне от многолюбящего внучка Ивана Михайловича посылаю я тебе дорогая бабушка свой сердечный привет и желаю всего хорош[его]. Также кланяюсь многоуважаемым и единоутробным братцам Алексею и Александру Михайловичу от многолюбящего братца Ивана Михайловича. Также кланяюсь многоуважаемому батюшке кресному Якову Захаровичу и тете Авдотье Ивановне. Также кланяюсь многоуважаемым матушке кресне Фекле Павловне и тете Дуне. Также кланяюсь многоуважаемому дядюшке Петру Захаровичу и тете Авдотье Антоновне и братцу Михаилу Петровичу посылаю по нискому поклону. Также кланяюсь многоуважаемому дядюшке Ивану Захаровичу и тете Авдотье Алексеевне почтение Василию Игнатьевичу. Также кланяюсь матушке кресне Степаниде Павловне и дядиньке Ивану Никаноровичу и сестрице Дарье Ивановне и деткам кланяюсь тете Екатерине Павловне. Всем родным и знакомым соседям и соседушкам. Первым долгом уведомляю дорогия родители что покамест по милости Господа Бога жив и здоров а впереди дела Божьи и сообщаю Вам что 12 дней был в бою с 4го июля по 16е число а с 16го были не напозиции но сейчас придется опять заступать на передовую позицию и молите Господа Бога чтобы нам победить скорее проклятаго немца который нам надоел но что делать приходится стоять до конца и надо. Всем теперь надоело. Вам вобче т.е. которыя оставшия дома а нам еще хуже а теперь здешния жители которыя возле позиции еще хуже бросают свои дома лишаются всего имущества запрягают своих коней сажают маленьких детей и отправляются из своих домов а куда не известно так что Всем стало трудно и плохо но что делать знать дела Божьи а здесь мы и все наши братья проливаем кровь свою на поле брани и много много погибли и пострадали на поле брани и живот свой положили за Веру Царя и Отечество и надо твердо и крепко стоять против врага и защищать свою родину быть может и мне придется помереть на поле брани. Дорогая семья я получил 24го июля Георгиевский крест 4й ст. если если (так в оригинале – прим. ред.) я небуду жив то за него должны получать 36р. в год письмо получил 27го июля которое писано 14го июля посылаю я три письма сразу Вам крестому и мат.кр. Фекле Павловне остаюсь покамест жив и здоров чего и Вам желаю Иван Михайлович. Прощайте.
то же время, в Париже чрезвычайно обострился кризис власти. Непонятный, безответственный орган под названием Директория по определению не был управлять буржуазной Францией, не говоря уже о том, чтобы поддерживать в порядке завоёванные территории. Суворов вместе с Австрийскими и Русскими соединениями сумел отвоевать всю Северную Италию, было захваченную Наполеоном, а значит и появилась возможность нападения на Францию. Напряжённость нарастала, и Наполеон, поддерживаемый народом и армией, без труда распустил все правительственные органы и объявил во Франции режим консульства. Законодательная власть теперь находилась у нескольких верховных органов, в то время как исполнительная управлялась одним лишь Бонапарту. Остальные консулы, работали лишь на совещательных правах. Новая Конституция было почти единогласно поддержана французским народом уже в новом 1800 году. Последующий декрет о «пожизненности императорских полномочий» и провозглашение себя императором уже ни для кого не стали откровением. Наполеон сделал первый шаг к настоящей власти, и удержать его уже никто не мог. Когда Наполеон взял власть в свои руки, Франция всё ещё воевала с Англией, и была в достаточно-таки подвешенном состоянии в итальянском вопросе. Наполеон, став императором сразу решил взять ситуацию в свои руки, и предпринял ещё один итальянский поход, в котором он одержал ряд ошеломляющих побед, устранив угрозу для французских границ.
1915 года 29го дня Июля
Здравствуйте многоуважаемыя и дорогия родители во первых папаша Михаил Захарович и также мамаша Иринья Павловна от многолюбящаго сына Ивана Михайловича при чем спешу я Вам послать дорогия родители сердечный привет и при том Вашего Родительскаго благословения на моей Военной службе которое моглобы существовать на гроб моей жизни и навеки нерушимой. Также спешу расклонится многуважаемой и дорогой супруге Дарье Ивановне и дорогому сыночку Лене при чем спешу послать я Вам Даша и Леня свой сердечный привет и притом желаю я Вам от Господа Бога доброго здравия в делах Ваших скорого и счастливого успеха многолюбящий Вас Иван Михайлович. Также спешу поклонится многоуважаемой и дорогой бабушке Устинье Никитивне от многолюбящего внучка Ивана Михайловича посылаю я тебе дорогая бабушка свой сердечный привет и желаю всего хорош[его]. Также кланяюсь многоуважаемым и единоутробным братцам Алексею и Александру Михайловичу от многолюбящего братца Ивана Михайловича. Также кланяюсь многоуважаемому батюшке кресному Якову Захаровичу и тете Авдотье Ивановне. Также кланяюсь многоуважаемым матушке кресне Фекле Павловне и тете Дуне. Также кланяюсь многоуважаемому дядюшке Петру Захаровичу и тете Авдотье Антоновне и братцу Михаилу Петровичу посылаю по нискому поклону.
Также кланяюсь многоуважаемому дядюшке Ивану Захаровичу и тете Авдотье Алексеевне почтение Василию Игнатьевичу. Также кланяюсь матушке кресне Степаниде Павловне и дядиньке Ивану Никаноровичу и сестрице Дарье Ивановне и деткам кланяюсь тете Екатерине Павловне. Всем родным и знакомым соседям и соседушкам. Первым долгом уведомляю дорогия родители что покамест по милости Господа Бога жив и здоров а впереди дела Божьи и сообщаю Вам что 12 дней был в бою с 4го июля по 16е число а с 16го были не напозиции но сейчас придется опять заступать на передовую позицию и молите Господа Бога чтобы нам победить скорее проклятаго немца который нам надоел но что делать приходится стоять до конца и надо. Всем теперь надоело. Вам вобче т.е. которыя оставшия дома а нам еще хуже а теперь здешния жители которыя возле позиции еще хуже бросают свои дома лишаются всего имущества запрягают своих коней сажают маленьких детей и отправляются из своих домов а куда не известно так что Всем стало трудно и плохо но что делать знать дела Божьи а здесь мы и все наши братья проливаем кровь свою на поле брани и много много погибли и пострадали на поле брани и живот свой положили за Веру Царя и Отечество и надо твердо и крепко стоять против врага и защищать свою родину быть может и мне придется помереть на поле брани. Дорогая семья я получил 24го июля Георгиевский крест 4й ст. если если (так в оригинале – прим. ред.) я небуду жив то за него должны получать 36р. в год письмо получил 27го июля которое писано 14го июля посылаю я три письма сразу Вам крестому и мат.кр. Фекле Павловне остаюсь покамест жив и здоров чего и Вам желаю Иван Михайлович. Прощайте.