Феофан (Элеазар) Прокопович [8(18).6.1681, Киев, - 8(19).9.1736, Петербург], церковный и общественный деятель, украинский и русский писатель, епископ (1718), архиепископ (1724). Сподвижник Петра I. Сын купца. Окончил Киево-Могилянский коллегиум (1698). Переехав в Польшу, принял униатство и отправился для продолжения образования в Рим, где изучал римских и греческих классиков, философскую и богословскую литературу. В Киеве в 1704 году возвратился в православие. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, П. сразу же решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. Сопровождал Петра в Прутском походе (1711); по возвращении в Киев - ректор академии; преподавал пиитику и риторику. В 1715 году был вызван в Петербург, где стал Петра по управлению церковью (уничтожение патриаршества и учреждение Синода, вице-президентом которого Прокопович был назначен в 1721 году). Литературно-публицистическая деятельность Прокоповича была подчинена обоснованию и защите политических и культурных мероприятий Петра. В "Слове о власти и чести царской" (1718) защищал неограниченную самодержавную власть и правомерность суда над царевичем Алексеем; в предисловии к "Морскому уставу" (1719) и в "Слове похвальном о флоте российском" (1720) прославлял создание сильного военно-морского флота. В "Духовном регламенте" (1721) обосновал новую систему управления церковью во главе с Синодом вместо патриарха. Прокопович писал русские и латинские стихи, но наибольшее влияние на литературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди - яркий образец публицистического жанра. Прежде церковного долга он призывал исполнять долг гражданский, служить государству, а не церкви. В своих проповедях он отказывался от нагромождения словесных украшений и риторических фигур, но окончательно с этой традицией не порвал. М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков создавали свои оды под сильным идейно-тематическим влиянием ораторской прозы Прокоповича.
Прокопович принимал участие в создании Академии наук. Возглавлял т. н. учёную дружину, в которую входили А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев и др. Оставил ряд исторических сочинений: "Историю императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии" (около 1713), "Краткую повесть о смерти Петра Великого, императора Российского" (1726), "Историю об избрании и восшествии на престол государыни Анны Иоанновны" (1730) и др. В этих сочинениях идеализировал Петра I и его деятельность.
Важную роль в Германии играли вольные имперские города. Такие города обладали правами самоуправления и подчинялись только императору. Имперские города владели обширными землями. Они выступали сеньорами по отношению к рыцарям, имевшим феод на городских землях.
Города Северной Германии были объединены в торговый союз — Ганзу. Возглавлял союз город Любек. Купцы любого города, входившего в союз, могли рассчитывать на поддержку и своих собратьев. Войска союза защищали свои торговые караваны от разбойничьих шаек. Военные корабли Ганзы сопровождали торговые корабли ганзейских купцов. Союз был настолько силен, что даже выиграл войну с датским королем за право беспошлинной торговли в Балтийском море. Города Ганзы торговали с Англией, Русью, странами Северной Европы — Данией, Норвегией, Швецией. В этих странах ганзейские купцы имели постоянные торговые фактории. Здесь имелись места для ночлега и хранения товаров. По векселю в фактории купцу можно было получить необходимую для закупки местных товаров сумму денег.
Феофан (Элеазар) Прокопович [8(18).6.1681, Киев, - 8(19).9.1736, Петербург], церковный и общественный деятель, украинский и русский писатель, епископ (1718), архиепископ (1724). Сподвижник Петра I. Сын купца. Окончил Киево-Могилянский коллегиум (1698). Переехав в Польшу, принял униатство и отправился для продолжения образования в Рим, где изучал римских и греческих классиков, философскую и богословскую литературу. В Киеве в 1704 году возвратился в православие. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, П. сразу же решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. Сопровождал Петра в Прутском походе (1711); по возвращении в Киев - ректор академии; преподавал пиитику и риторику. В 1715 году был вызван в Петербург, где стал Петра по управлению церковью (уничтожение патриаршества и учреждение Синода, вице-президентом которого Прокопович был назначен в 1721 году). Литературно-публицистическая деятельность Прокоповича была подчинена обоснованию и защите политических и культурных мероприятий Петра. В "Слове о власти и чести царской" (1718) защищал неограниченную самодержавную власть и правомерность суда над царевичем Алексеем; в предисловии к "Морскому уставу" (1719) и в "Слове похвальном о флоте российском" (1720) прославлял создание сильного военно-морского флота. В "Духовном регламенте" (1721) обосновал новую систему управления церковью во главе с Синодом вместо патриарха. Прокопович писал русские и латинские стихи, но наибольшее влияние на литературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди - яркий образец публицистического жанра. Прежде церковного долга он призывал исполнять долг гражданский, служить государству, а не церкви. В своих проповедях он отказывался от нагромождения словесных украшений и риторических фигур, но окончательно с этой традицией не порвал. М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков создавали свои оды под сильным идейно-тематическим влиянием ораторской прозы Прокоповича.
Прокопович принимал участие в создании Академии наук. Возглавлял т. н. учёную дружину, в которую входили А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев и др. Оставил ряд исторических сочинений: "Историю императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии" (около 1713), "Краткую повесть о смерти Петра Великого, императора Российского" (1726), "Историю об избрании и восшествии на престол государыни Анны Иоанновны" (1730) и др. В этих сочинениях идеализировал Петра I и его деятельность.
Важную роль в Германии играли вольные имперские города. Такие города обладали правами самоуправления и подчинялись только императору. Имперские города владели обширными землями. Они выступали сеньорами по отношению к рыцарям, имевшим феод на городских землях.
Города Северной Германии были объединены в торговый союз — Ганзу. Возглавлял союз город Любек. Купцы любого города, входившего в союз, могли рассчитывать на поддержку и своих собратьев. Войска союза защищали свои торговые караваны от разбойничьих шаек. Военные корабли Ганзы сопровождали торговые корабли ганзейских купцов. Союз был настолько силен, что даже выиграл войну с датским королем за право беспошлинной торговли в Балтийском море. Города Ганзы торговали с Англией, Русью, странами Северной Европы — Данией, Норвегией, Швецией. В этих странах ганзейские купцы имели постоянные торговые фактории. Здесь имелись места для ночлега и хранения товаров. По векселю в фактории купцу можно было получить необходимую для закупки местных товаров сумму денег.