Задание №1. Прочитайте текст, составьте схему, по каким направлениям развивалось образование в крае в XIX веке?
Text:
Казахский народ всегда чтил образованность и грамотность. На развитие образования в Казахстане в первой половине XIX века повлияли следующие факторы: присоединение Казахстана к России, принятие Устава 1822г. и Устава 1824г.
В XIX веке в Казахстане образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому, а обучение казахских детей проводилось в мектебах (начальная школа) и медресе (высшая школа), которые давали мусульманское образование. Функции учителя выполнял преимущественно мулла. Мектебы посещали преимущественно мальчики. В медресе готовили мулл и преподавателей мектебов, срок обучения составлял 3-4 года. Молодые наставники медресе пополняли свои знания в религиозных учебных заведениях Бухары и Ташкента, Уфы, Оренбурга, Троицка. В медресе практически изучались почти все предметы, закладывающие прочную основу знаний. Главное назначение религиозных учебных заведений заключалось в воспитании у учащихся высоких нравственных качеств. Они не ограничивались только задачами религиозного свойства. Мектебы и медресе до административно-территориальных реформ 1867-1868 гг. функционировали без ограничений. Но с принятием реформ деятельность религиозных школ была определена решением царского правительства от 26 марта 1870г., где указывалось об обязательном преподавании русского языка в данных учебных заведениях. И для открытия мектебов и медресе теперь требовалось получение специального разрешения от уездного начальника.
ответ:В XIX – начале XX веков в Казахстане народное образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому. Почти до середины XIX века обучение казахских детей осуществлялось только в мектебах и медресе, дававших мусульманское образование. Функции учителя выполнял преимущественно мулла. Обучение велось за счет финансовых средств родителей. Мусульманские мектебы в основном посещали мальчики. В то время большой популярностью среди населения пользовались медресе. Они готовили мулл и преподавателей мектебов. Срок обучения составлял от 3 до 4 лет. Кроме начальных знаний по исламу, учащиеся медресе получали знания по философии, химии, математике, медицине, истории, географии, лингвистике и астрономии. Одна из главных функций религиозных учебных заведений состояла в том, чтобы заложить у молодежи высокие нравственные начала и гуманизм. С 1870 года по инициативе царского правительства в медресе в обязательном порядке было введено обучение основам русского языка. Позднее мусульманские учебные заведения Казахстана были подчинены Министерству народного Медресе имело несколько классных комнат, помещения для проживания учащихся и омовений, а также столовые. На должность учителя принимали людей зрелого возраста, как правило, имеющих диплом об окончании медресе. После завершения учебы в мектебах родители направляли своих детей в такие известные медресе, как «Галия» в Уфе, «Хусания» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке.
Объяснение: