Задание №1 – Прочтите отрывок из летописи и ответьте на во ИЗ ТВЕРСКОЙ ЛЕТОПИСИ
Повесть о битве на Калке, и о князьях русских, и о семидесяти богатырях.
В год 6732 (1223). Из-за грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные моавитяне, о которых никто
точно не знает, кто они, и откуда пришли, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их
татарами, а иные говорят — таурмены, а другие — печенеги. Некоторые говорят, что это те народы, о которых
Мефодий, епископ Патарский, сообщает, что они вышли из пустыни Етриевской, находящейся между востоком и
севером. Ибо Мефодий говорит так: «К скончанию
времен появятся те, которых загнал Гедеон, и, выйдя оттуда,
пленят всю землю от востока до Евфрата и от Тигра до Понтийского моря, кроме Эфиопии». Один бог знает, кто
они и откуда пришли, о них хорошо известно премудрым людям, которые разбираются в книгах.Мы же не знаем,
кто они такие, а написали здесь о них на память о бедах, которые они принесли, и русских князьях.
Но все это случилось не из-за татар, а из-за гордости и высокомерия русских князей допустил бог такое. Ведь
много было князей храбрых, и надменных, и похваляющихся своей храбростью.
Подумайте, как воспринимали древнерусские люди монгольское нашествие. С чем это было связано?
В чём летописец видит главную причину поражения русского войска на реке Калке?
Согласны ли вы с ним?
Задание №2 – Рассмотрите иллюстрацию «Оборона Рязани» на с. 137 учебника. Опишите укрепление
города. В чём был их недостаток?
За время IX—XII веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля — романский и готический. В соответствии с идеологией эпохи наибольшее количество памятников германской готической архитектуры представлено соборными церквами различных европейских стран. Первый стиль, начавший развиваться при Каролингах, получил свое название оттого, что он являлся подражанием древним римским постройкам. В действительности романский архитектурный стиль был гораздо грубее и несовершеннее, тяжеловеснее, чем античный римский. Толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражают и слабую еще в этот период (IX— XI вв.) строительную технику и самую политическую обстановку постоянных феодальных войн, когда те же церкви легко превращались в крепости, где отсижива- лось от набегов рыцарей местное население.
Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отношении архитектура готическая. Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были большие, с множеством цветных, разрисованных стекол. Обильные выпуклые украшения — статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба — богато украшали здания изнутри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величественные порталы (двери) придавали готическим соборам особую торжественность.
Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье и Арле во Франции, Шлейере, Вормсе, Майнце, Аахене в Германии. Лучшими памятниками готического искусства являются собор Богоматери в Париже, Руанский, Реймский и Шартрский соборы во Франции, Линкольинский собор в Англии, Миланский собор в Италии, Пражский в Чехии и другие.
Из гражданских зданий готической архитектуры наиболее известны городская ратуша в Брюсселе, дом известного французского финансиста XV века Жака Кера в Бурже, королевский замок в Амбуазе (во Франции) и другие.
Кроме романского и готического стилей, средневековая архитектура широко пользовалась еще двумя стилями: византийским в Италии (в Венеции — собор св. Марка, отчасти Дворец дожей и др.) и арабским (мавританским) в Испании (наиболее известный памятник — собор в Севилье, переделанный из арабской мечети).