Задание №1 Тест
1. Основное занятие населения Казахстана в XIV-Xvвв.
А). ремесло Б). кочевое скотоводство В). Собирательство
2. Подъем городской и земледельческой жизни в XIV-Xvвв.Происходил в основном на землях.
А). Южный Казахстан Б). Северный Казахстан В). Восточный Казахстан
3. Сооружение XIV-Xvвв. ,возведенный эмиром Тимуром
А). мавзолей Алаша хана Б). мавзолей Ходжа Ахмета Йасауи В). мавзоей Айша Биби
4. Путешественник, который описал в своих источниках «свои дома Кипчаки перевозили с 22 быками, построенные на телеге»
А). П.Карпини Б). Марко Поло В). Рубрук
5. Исследователь XII века после пребывания в Дешт-и Кыпчаке писал: «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо»
А). Петахья Б). Марко Поло В). П.Карпини
Задание № 2 Кому из путешественников принадлежат эти слова ?
… «В зависимости каким хозяйством занимается народ соответственна развивалась подходящая культура. Кочевые племена жили в юртах, так же у них было куйме. Тоже передвижное жилище на двух колесах.Земледельцы жили в жомах построенные из дерева, глины, камня. Одежду изготавливали из шерсти, шкур животных.Зимой мужчины носили теплые тымаки из шкур зверей. Летом мужчины носили колпаки из тонкой белой кошмы. Женская одежда шилась из тканей разных видов и цветов.».
…«свои дома Кипчаки перевозили с 22 быками, построенные на телеге». «Каждый начальник должен знать число людей, пастбищ, территорию и где пасти скот во время четырех сезонов года»
«У императора этой племени есть чудесное умение расматривающий всех.Если император не даст разрешение, никто не сможет покинуть страну. Это указывает какой должен быть лидер, лидер управляет тысячников, это показывает где должны быть тысячники, которыесостоят из сотников, а сотники- десятников.» четырех сезонов года»
… « Ставки Чингизхана и его потомковстражи у ворот строго следили,чтобы входившие не наступали порог.В случае нарушения порядка строго наказывали наступившего:снимали одежду и били кнутом. Казахских племен грузовик с закрытыми-тележками, инвалидные коляски использовали много (колесницу). Дженис Хан и его 22 быков по требованию, как инвалидная коляска.»
… «Более бедные слои населения, у которых отсутствовал скот, выращивали зерновые и бобовые культуры, преимущественно просо. Исследователь XIIвека после пребывания в Дешт-и Кыпчаке писал: «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо»
ПОЖАЙЛУСТА
Первый рисунок показывает, как в древности в Казахстане люди жили племенами. Им изобилие животного и растительного мира.Они строили себе шалаши из костей животных, накрытых шкурами, основными занятиями была охота и собирательство, также ловили рыбу. Обработкой шкур потом занимались женщины. Мужчины делали себе из костей, деревьев и камней стрелы и копья для охоты, орудия- скребки, ножи,рубила и зубила,крупных животных разделывали, большое значение в жизни человека играл огонь, он служил для обогрева и приготовления пищи. Одеждой служили шкуры животных.Со временем люди стали объединяться в общины. Сложнее стали орудия труда.
На втором рисунке показана стоянка кочевников, ведь люди уже приручили лошадь и занимались кочевым скотоводством, разводили овец, коров, лошадей, верблюдов.В результате сухого и жаркого климата,уменьшения площади пастбищ в результате увеличения голов скота, и то, что люди сами производили продукцию, произошло развитие кочевого скотоводства. Юрты были переносными, разбирались и накрывались шкурами, люди селились возле пастбищ. Умели изготавливать бронзу, было развито гончарное ремесло, женщины занимались хозяйством, воспитывали детей. Усилился мужской труд.Развивалось и мотыжное земледелие, люди производили посевы ячменя, проса, пшеницы. Происходил переход к патриархальным семейно-родовым отношениям от матриархата.
Интересно, что на юге Казахстана в Жамбылской области один смышлёный чабан нашёл продвинутый пасти животных. Он купил себе дрон с видеокамерой и теперь может следить за пастбищем с воздуха, что намного упростило его жизнь.