Римская империя состояла не из стран (это была не федерация) , а из провинций. Поскольку империя вела постоянные войны, она иногда теряла провинции полностью или частично, иногда приобретала новые. К конце второго века границы в Европе были относительно стабилизированы и захват новых территорий со стороны Рима был прекращен: завоевание земель к востоку от линии Рейн - Дунай обошлось бы дороже, чем то, что мог бы принести их захват. На востоке постоянной проблемой была Парфянская империя; решить эту проблему военным путем Рим так и не сумел. К середине второго века, в период наибольшего могущества, в состав империи входили: Италия с Сицилией, Сардинией и Корсикой; Britannia - совр. Англия до примерной границы с Шотландией; на территории современных Франции и Бельгии: Belgica, Lugdunensis, Aquitania, Narbonensis на территории совр. Голландии и западно-германских земель, Швейцарии, Австрии, Чехии, Болгарии, Румынии, Сербии, Хорватии, Черногории, Албании, Греции: Нижняя Германия, Верхняя Германия, Raetia, Noricum, Alpes, Верхняя Паннония, Нижняя Паннония; Dalmatia, Datiae, Нижняя Мезия, Верхняя Мезия, Thracia, Macedonia, Epirus, Achaea; на территории современной Турции (Малая Азия) и, частично, Армении: Asia, Pontus et Bithynia, Galatia, Cappadocia,Lycia et Pamphylia, Cilicia; на территории современных Сирии, Ливана, Израиля, Иордании, Египта: Syria, Syria Palaestina, Arabia, Египет; на территории современных северо-африканских государств Туниса, Марокко, Алжира: Mauretania Caesariensis, Numidia, Africa, Cyrene; на территории современных Португалии и Испании: Lusitania, Tarraconensis, Baetica.
Во второй половине 14 в. Великий шелковый путь вошел в состояние упадка. "Квартет" монгольских империй распался на множество враждующих друг с другом государств. Попытка Тимура (Тамерлана) вновь объединить основные евразийские торговые маршруты в рамках своего государства дала лишь временный эффект. В сложившейся в 1370-1380-е империи Тимура купцы, следующие по южной дороге, вновь получили надежную защиту. Однако во время походов против Золотой Орды в 1389-1395 Тимур практически стер с лица земли все торговые города Прикаспия и Причерноморья, в результате чего северная дорога была заброшена. Потомки Тимура не смогли впоследствии сохранить централизованное среднеазиатское государство, поэтому южная дорога также почти перестала функционировать.
Закат Великого шелкового пути связывают, прежде всего, с развитием торгового мореплавания вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В 14-15 вв. морская торговля стала привлекательнее ставших опасными сухопутных караванных путей: морской путь из Персидского залива в Китай занимал примерно 150 дней, в то время как караванный путь из Таны (Азов) в Ханбалык (Пекин) — около 300; один корабль перевозил столько же грузов, как и очень большой караван в 1 тыс. вьючных животных.
В результате этих геополитических и геоэкономических факторов к 16 в. Великий шелковый путь окончательно прекратил свое существование. Впрочем, локальные сегменты Шелкового пути продолжали еще долго функционировать (например, караванная торговля между Средней Азией и Китаем прекратилась лишь в 18 в.) .
Роль Великого Шелкового пути в развитии товарно-денежных отношений. Шелковый путь развитию торговли и многих институтов ("правил") рыночного хозяйства.
Закат Великого шелкового пути связывают, прежде всего, с развитием торгового мореплавания вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В 14-15 вв. морская торговля стала привлекательнее ставших опасными сухопутных караванных путей: морской путь из Персидского залива в Китай занимал примерно 150 дней, в то время как караванный путь из Таны (Азов) в Ханбалык (Пекин) — около 300; один корабль перевозил столько же грузов, как и очень большой караван в 1 тыс. вьючных животных.
В результате этих геополитических и геоэкономических факторов к 16 в. Великий шелковый путь окончательно прекратил свое существование. Впрочем, локальные сегменты Шелкового пути продолжали еще долго функционировать (например, караванная торговля между Средней Азией и Китаем прекратилась лишь в 18 в.) .
Роль Великого Шелкового пути в развитии товарно-денежных отношений. Шелковый путь развитию торговли и многих институтов ("правил") рыночного хозяйства.