Задание 2.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на во ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из работы Р.Г. Скрынникова «История Российская. IX - XVII вв.»
«Период реформ был подлинной школой для Ивана IV. Его захватили смелые проекты реформ. Но он по-своему понимал их цели и предназначения. Грозный рано усвоил идею божественного происхождения царской власти. Сложившиеся в его голове идеальные представления о происхождении и неограниченном характере царской власти, однако, плохо увязывались с действительным порядком вещей, обеспечивающим политическое господство могущественной аристократии. Необходимость делить власть со знатью воспринимались Иваном IV как досадная несправедливость.
В проектах реформ царю импонировало прежде всего то, что их авторы обещали искоренить последствия боярского правления. Не случайно резкая критика злоупотреблений бояр стала исходным пунктом всей программы преобразований. Грозный охотно выслушивал предложения об искоренении боярского «самовольства». Такие советы поступали к нему со всех сторон. Но царь не мог следовать им, оставаясь на почве традиционного политического порядка. В этом и заключалась конечная причина его охлаждения к преобразовательным затеям.
Дворянские публицисты и приказные «дельцы», все без исключения, рисовали перед Грозным заманчивую перспективу укрепления самодержавия и могущества царской власти. Их обещания оказались невыполнимыми. На исходе десятилетия реформ Иван пришел к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны советников и бояр вовсе утратила блеск.
В своих политических оценках Иван следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть. Конечные результаты политики Избранной рады не соответствовали этим критериям. Обманутый в своих ожиданиях, Иван IV отказался от курса реформ, которым посвятил лучшие годы жизни».
1. В каком веке происходили описанные в документе события? Кто Ивану IV проводить реформы?
2. На основе знаний по истории укажите, на что были направлены реформы (минимум 2 пункта) и какую форму государственного устройства они утверждали.
3. Почему царь Иван Грозный поддержал реформы на их начальном этапе (минимум 2 пункта)? Что побудило царя отказаться от политики реформ?
формирование народности
в конце x в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство — русь. подчиняясь власти, каждое племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в государственных делах. совершая военные походы, князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. в таких походах воины были объединены общей целью. с такими настроениями они возвращались к себе домой.
в мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. на киевском торге сходились жители всех славянских земель. в процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал единый язык.
принятие христианства и вера в единого бога ещё больше сплотили население. так постепенно складывалась народность
основные слои населения древней руси
перестав делиться по родо-племенному признаку, все люди в государстве стали составлять единое общество. однако это общество, как и в других странах, подразделялось на определённые слои, в зависимости от того, чем занимались люди.
князь
правящую верхушку общества составляли киевские князья, считавшие себя потомками рюрика. князь опирался на дружину.
с принятием христианства появляется особый слой населения — духовенство.
земельные отношения
главным занятием населения руси оставалось сельское хозяйство. земли, пригодные для пашни, делились на наделы между всеми семьями, входившими в общину. при этом земледельцы-общинники за пользование землёй должны были платить дань государству. таким образом государство постепенно утверждало своё право собственности на землю.
стали появляться и личные земельные владения. князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них пленных и превращали их в своих работников. здесь же разбивали сады и огороды, заводили конюшни, рыбные ловли, охотничьи угодья.
князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам, а также церкви. появляются первые вотчины (отчины) — наследственные земельные держания (переходившие от отца к детям). но верховным собственником, т. е. распорядителем такого владения, оставался князь. он мог вотчину за верную службу, а мог и отобрать её за различные провинности и передать другому.
с возникновением личных владений стало появляться и зависимое население. большинство из них работали на земле князей и вотчинников. были среди них и слуги.
эта часть населения пополнялась не только за счёт пленных. человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.