Задание 2. Сравните два изображения богоматери: Попробуйте определить, чем отличается изображение человека и природы в средневековом искусстве и искусстве эпохи Возрождения. (2 б)
Единое русское государство возникло одновременно со сбросом монгольского ига. Монгольское нашествие не отделило Русь от Европы, напротив, Куликовская битва была победой европейской военной технологии над Азией. Среди стран, имевших выход к Балтийскому морю, Русь значительно превосходила остальных в выпуске щитов, пластинчатых доспехов, шпор и высоких остроконечных шлемов. Есть свидетельства в пользу того, что русские бригандины, шлемы, кожаные оплечья и щиты экспортировались в Скандинавию, Польшу, Венгрию и на земли Тевтонского ордена. В значительной степени русский экспорт определял единообразие в экипировке стран балтийского региона. Аналогичное единообразие наблюдалось и в плане осадных катапульт, арбалетов и пушек, а также в принципах постройки каменных укреплений.
Несуразица возникает в первых же кадрах. Мало того, что конницу изобретут ассирийцы лишь спустя 300 лет после Троянской войны, так она еще и сильно отличалась от привычной нам: на одном коне скакали два воина - один управляет, другой разит. Во времена же Трои простые воины сражались пешими, а цари и герои - на колесницах. Или создатели фильма решили ради эффектных поединков пожертвовать исторической правдой?На протяжении фильма герои яростно кромсают друг друга стальными мечами, демонстрируя недюжинное фехтовальное искусство. А главное оружие гомеровских героев - копья, к мечам прибегали в крайних случаях, да и фехтовали слабенько.Не стал бы я строго судить авторов фильма и за то, что они ужали троянскую войну с 10 лет до 15 дней, - перед нами историческая фантазия. Ведь и сам Гомер жил спустя 300 - 400 лет после Троянской войны. Для него герои той войны - легендарные чудо-богатыри.Не стоит возмущаться и тем, что Менелай и Аякс погибают от руки Гектора на второй день войны, хотя у Гомера они пережили Гектора, а Менелай даже вернулся в Спарту. Смерть Менелая современному зрителю понять то, что понимал и Гомер: троянская война шла не из-за Елены.Авторов часто упрекают в отсутствии в фильме богов, играющих у Гомера важнейшую роль. Полноте! Кончаловский вывел в своем фильме мультяшных богов - ну и что? Гомеровские боги, порой своим любимцам, не могут ни изменить их судьбу, ни повлиять на их характер.Но вызывает сожаление, что, по фильму, ахейцы инсценируют бегство якобы от чумы, оставив в лагере чумные трупы. Видимо, авторы не знали: троянцы никогда не поверили бы, что кто-то мог бросить павшего товарища без погребения. Для них это означало, что души погибших не попадут в Аид, будут скитаться по свету, пить кровь у живых... За подобное даже спустя тысячу лет казнили полководцев, выигравших сражение!
Это те ошибки, которые искажают дух времени и исторические характеры. Чтобы их понять, следует представлять, чем была Греция в эпоху Троянской войны.Около двух тысяч лет до нашей эры племена ахейцев завоевали юг Балканского полуострова. В ахейской Греции было множество маленьких городов-государств во главе с царями - басилеями. Но были в Греции и племена, живущие по законам родового общества. С этим различием в законах и морали связан в “Илиаде” ключевой конфликт между Ахиллом и Агамемноном.Гомеровский Ахиллес - благородный варвар, свято чтущий кодекс варварской морали. И одно из первых правил этого кодекса - справедливый дележ награбленного по жребию, то есть по воле богов. Лучшая доля - вождю, ведь он привел племя к победе и добыче. Но вождь знал, что не доживет до старости: убьет ли его претендент, или ритуально задушат соплеменники, - став вождем, воин сознательно выбирал короткую, но славную жизнь. И показатель доблести воина и вождя - захваченная добыча. Лишиться обретенной добычи - значило лишиться воинской чести. Такие оскорбления не прощаются. А самой ценной добычей всегда считалась женщина.Оказавшись среди басилеев “цивилизованных” ахейских государств, Ахилл-варвар многого не понимает, а особенно - почему он должен слушаться микенского царя. Ведь он, Ахилл, доблестнее Агамемнона - принес в общий котел самую большую добычу. Почему же большую часть присваивает себе этот средней руки воин? Принципы святости наследственной царской власти еще не проникли в полудикую Фтию, поэтому Ахилл, внешне смирившись с ролью подчиненного, постоянно нарушает субординацию. Конфликт неизбежен.В начале “Илиады” Ахилл в нарушение субординации созывает воинов на собрание, хотя это дело предводителя. Агамемнон пока проглатывает обиду. Далее прорицатель Калхас на глазах у всего войска принуждает Агамемнона вернуть жрецу Апполона дочь, то есть лишиться добычи и подвергнуться унижению. Выхода нет, Агамемнону приходится вновь утереться. Но он требует, чтобы ему дали какую-нибудь другую (неважно какую!) пленницу. Ахилл опять вступает в полемику: чтобы дать Агамемнону, надо у кого-то отнять и тем его опозорить, давайте лучше подождем, пока не возьмем Трою... Агамемнон от унижения готов взвыть: только у меня, главного царя, не будет добычи! Не выйдет - я заберу пленницу или у Аякса, или у Ахилла, или у Одиссея! Ахилл в гневе, он обещает уплыть на родину. И тогда Агамемнон говорит: раз так, я у тебя и заберу пленницу, а то, дескать, раскомандовался! Агамемнон ни во что не ставит главный предмет гордости Ахиллеса - его доблесть: воин должен служить царю, потому что тот - царь.Отведя душу оскорблениями, Ахилл жалуется своей матери. Мол, у меня нет ни долгой жизни, ни славы - “гордый могуществом царь, Агамемнон, меня обесчестил: подвигов бранных награду похитил и властвует ею!” То есть о любви нет речи ни с той, ни с другой стороны. Спор идет о чести и власти.
Несуразица возникает в первых же кадрах. Мало того, что конницу изобретут ассирийцы лишь спустя 300 лет после Троянской войны, так она еще и сильно отличалась от привычной нам: на одном коне скакали два воина - один управляет, другой разит. Во времена же Трои простые воины сражались пешими, а цари и герои - на колесницах. Или создатели фильма решили ради эффектных поединков пожертвовать исторической правдой?На протяжении фильма герои яростно кромсают друг друга стальными мечами, демонстрируя недюжинное фехтовальное искусство. А главное оружие гомеровских героев - копья, к мечам прибегали в крайних случаях, да и фехтовали слабенько.Не стал бы я строго судить авторов фильма и за то, что они ужали троянскую войну с 10 лет до 15 дней, - перед нами историческая фантазия. Ведь и сам Гомер жил спустя 300 - 400 лет после Троянской войны. Для него герои той войны - легендарные чудо-богатыри.Не стоит возмущаться и тем, что Менелай и Аякс погибают от руки Гектора на второй день войны, хотя у Гомера они пережили Гектора, а Менелай даже вернулся в Спарту. Смерть Менелая современному зрителю понять то, что понимал и Гомер: троянская война шла не из-за Елены.Авторов часто упрекают в отсутствии в фильме богов, играющих у Гомера важнейшую роль. Полноте! Кончаловский вывел в своем фильме мультяшных богов - ну и что? Гомеровские боги, порой своим любимцам, не могут ни изменить их судьбу, ни повлиять на их характер.Но вызывает сожаление, что, по фильму, ахейцы инсценируют бегство якобы от чумы, оставив в лагере чумные трупы. Видимо, авторы не знали: троянцы никогда не поверили бы, что кто-то мог бросить павшего товарища без погребения. Для них это означало, что души погибших не попадут в Аид, будут скитаться по свету, пить кровь у живых... За подобное даже спустя тысячу лет казнили полководцев, выигравших сражение!
Это те ошибки, которые искажают дух времени и исторические характеры. Чтобы их понять, следует представлять, чем была Греция в эпоху Троянской войны.Около двух тысяч лет до нашей эры племена ахейцев завоевали юг Балканского полуострова. В ахейской Греции было множество маленьких городов-государств во главе с царями - басилеями. Но были в Греции и племена, живущие по законам родового общества. С этим различием в законах и морали связан в “Илиаде” ключевой конфликт между Ахиллом и Агамемноном.Гомеровский Ахиллес - благородный варвар, свято чтущий кодекс варварской морали. И одно из первых правил этого кодекса - справедливый дележ награбленного по жребию, то есть по воле богов. Лучшая доля - вождю, ведь он привел племя к победе и добыче. Но вождь знал, что не доживет до старости: убьет ли его претендент, или ритуально задушат соплеменники, - став вождем, воин сознательно выбирал короткую, но славную жизнь. И показатель доблести воина и вождя - захваченная добыча. Лишиться обретенной добычи - значило лишиться воинской чести. Такие оскорбления не прощаются. А самой ценной добычей всегда считалась женщина.Оказавшись среди басилеев “цивилизованных” ахейских государств, Ахилл-варвар многого не понимает, а особенно - почему он должен слушаться микенского царя. Ведь он, Ахилл, доблестнее Агамемнона - принес в общий котел самую большую добычу. Почему же большую часть присваивает себе этот средней руки воин? Принципы святости наследственной царской власти еще не проникли в полудикую Фтию, поэтому Ахилл, внешне смирившись с ролью подчиненного, постоянно нарушает субординацию. Конфликт неизбежен.В начале “Илиады” Ахилл в нарушение субординации созывает воинов на собрание, хотя это дело предводителя. Агамемнон пока проглатывает обиду. Далее прорицатель Калхас на глазах у всего войска принуждает Агамемнона вернуть жрецу Апполона дочь, то есть лишиться добычи и подвергнуться унижению. Выхода нет, Агамемнону приходится вновь утереться. Но он требует, чтобы ему дали какую-нибудь другую (неважно какую!) пленницу. Ахилл опять вступает в полемику: чтобы дать Агамемнону, надо у кого-то отнять и тем его опозорить, давайте лучше подождем, пока не возьмем Трою... Агамемнон от унижения готов взвыть: только у меня, главного царя, не будет добычи! Не выйдет - я заберу пленницу или у Аякса, или у Ахилла, или у Одиссея! Ахилл в гневе, он обещает уплыть на родину. И тогда Агамемнон говорит: раз так, я у тебя и заберу пленницу, а то, дескать, раскомандовался! Агамемнон ни во что не ставит главный предмет гордости Ахиллеса - его доблесть: воин должен служить царю, потому что тот - царь.Отведя душу оскорблениями, Ахилл жалуется своей матери. Мол, у меня нет ни долгой жизни, ни славы - “гордый могуществом царь, Агамемнон, меня обесчестил: подвигов бранных награду похитил и властвует ею!” То есть о любви нет речи ни с той, ни с другой стороны. Спор идет о чести и власти.