К типам легитимной власти относятся следующие. Традиционный. Власть признается легитимной вследствие обычаев, традиций, привычки подчиняться, веры в священность существующих издавна порядков. Традиционная легитимность считается наиболее прочной, в связи с чем выдвигаются идеи сохранения наследственной монархии для поддержки демократии вековыми традициями. Монархии в Европе, монархия в России до 1917 года. Харизматичный (персональный) , когда власть основана на вере в выдающиеся качества, божий дар правителя. Если лидер не назначает преемника, между последователями возникает борьба за право наследования власти, что может привести к потере влияния на общество. Харизматическая легитимация чаще всего наблюдается в революционные периоды, когда власть не может опираться ни на вековые традиции, ни на демократические механизмы. В таких случаях характерен культ личности, освященный институтами власти. Пример - СССР периода Сталина. Рационально-легальный или демократический, когда власть узаконена демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении законам, согласно которым избираются и действуют представители власти. Главным правовым актом является конституция, устанавливающая правила социального поведения. Практически все демократические страны Европы и Америки. Классовый, при котором провозглашается узаканивание власти волей господствующего класса. СССР, особенно в самом начале становления государства победившего пролетариата. Националистический, когда правители стремятся обосновать право на управление, провозглашая курс на защиту интересов нации и внедряя национальную или националистическую идеологию.
Племенем, осевшим в Аттике, а следовательно, и в Афинах, после дорийского нашествия, были ионийцы. Происхождения Афин в целом схоже с процессом зарождения многих других греческих городов: недалеко от моря у подножия горы Гимет расположились близко друг к другу около дюжины небольших деревень, жители которых занимались в основном разведением скота и возделываем полей. С возникновением и развитием торговых отношений рос и город. Благодаря удачному географическому положению афинский порт Пирей за несколько десятилетий стал одним из самых оживленных торговых центров всего Средиземноморья. Таким образом, значительно увеличивалось состояние многих афинян. Город быстро превращался из небольшого пастушеского и крестьянского селения в крупный международный центр. Заметное оживление жизни в Афинах имело, кроме всех прочих, два главных последствия. Прежде всего, город стал главным центром всей Аттики, превратившейся в независимое государство. Во-вторых, растущее благосостояние изменило не только условия жизни всего народа, но в конечном счете и все политическое устройство общества: цари были заменены правительством олигархов, нескольких крупных землевладельцев, в руках которых сосредоточилась экономическая власть. Эвпатриды – так назвалась афинская знать – управляли государством, выбирая из наиболее могущественных и влиятельных семей девятерых архонтов. Роль архонтов весьма походили на обязанности министров в любом современном государстве: ведение войн и переговоры с союзниками, вопросы религиозные и внутригосударственные и так далее. Кроме этого архонты представляли собой одновременно и законодательную власть. Каждый из них выбирался на один год, а затем они пожизненно оставались членами ареопага, совета эвпатридов. Кроме того, нельзя было не учитывать изменившегося материального положения многих граждан: число афинян, завоевывающих все больший вес и влияние в экономике города, постоянно росло; все очевиднее становилось появление в народной среде нуворишей. В это время эвпатриды начали понимать, что не может более существовать система управления государством без какого-то, хотя бы минимального, контроля со стороны народа. Вскоре для Афин, так же как для многих других греческих городов, настал момент сурового испытания, когда потребовалось защищать не только политическую независимость, но саму эллинскую цивилизацию: понятно, что экономическое благополучие и культурное процветание не могли не вызвать зависть самого могущественного соседа Греции – Персидского государства.
Харизматичный (персональный) , когда власть основана на вере в выдающиеся качества, божий дар правителя. Если лидер не назначает преемника, между последователями возникает борьба за право наследования власти, что может привести к потере влияния на общество. Харизматическая легитимация чаще всего наблюдается в революционные периоды, когда власть не может опираться ни на вековые традиции, ни на демократические механизмы. В таких случаях характерен культ личности, освященный институтами власти. Пример - СССР периода Сталина.
Рационально-легальный или демократический, когда власть узаконена демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении законам, согласно которым избираются и действуют представители власти. Главным правовым актом является конституция, устанавливающая правила социального поведения. Практически все демократические страны Европы и Америки.
Классовый, при котором провозглашается узаканивание власти волей господствующего класса. СССР, особенно в самом начале становления государства победившего пролетариата.
Националистический, когда правители стремятся обосновать право на управление, провозглашая курс на защиту интересов нации и внедряя национальную или националистическую идеологию.
Таким образом, значительно увеличивалось состояние многих афинян. Город быстро превращался из небольшого пастушеского и крестьянского селения в крупный международный центр. Заметное оживление жизни в Афинах имело, кроме всех прочих, два главных последствия. Прежде всего, город стал главным центром всей Аттики, превратившейся в независимое государство. Во-вторых, растущее благосостояние изменило не только условия жизни всего народа, но в конечном счете и все политическое устройство общества: цари были заменены правительством олигархов, нескольких крупных землевладельцев, в руках которых сосредоточилась экономическая власть. Эвпатриды – так назвалась афинская знать – управляли государством, выбирая из наиболее могущественных и влиятельных семей девятерых архонтов. Роль архонтов весьма походили на обязанности министров в любом современном государстве: ведение войн и переговоры с союзниками, вопросы религиозные и внутригосударственные и так далее. Кроме этого архонты представляли собой одновременно и законодательную власть. Каждый из них выбирался на один год, а затем они пожизненно оставались членами ареопага, совета эвпатридов.
Кроме того, нельзя было не учитывать изменившегося материального положения многих граждан: число афинян, завоевывающих все больший вес и влияние в экономике города, постоянно росло; все очевиднее становилось появление в народной среде нуворишей. В это время эвпатриды начали понимать, что не может более существовать система управления государством без какого-то, хотя бы минимального, контроля со стороны народа.
Вскоре для Афин, так же как для многих других греческих городов, настал момент сурового испытания, когда потребовалось защищать не только политическую независимость, но саму эллинскую цивилизацию: понятно, что экономическое благополучие и культурное процветание не могли не вызвать зависть самого могущественного соседа Греции – Персидского государства.