Задание 3. Из законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). ($ 48) Если человек взял (в долг зерно под проценты), а его поле было затоплено,
или половодье унесло урожай, или из-за безводья зерно не взошло, то в этом году
он не обязан вернуть зерно кредитору; он может смыть свою глиняную табличку
(документ) и проценты за этот год не платить.
(8 53) Если человек... не укрепил плотину на его земле, и в ней образовалась
брешь, и вода затопила поле соседей, то человек... должен возместить зерно,
которое он погубил. (8 54) Если он не в состоянии возместить зерно, его самого
и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых
вода затопила, должны разделить серебро (между собой).
(S 117) Если кто-нибудь, имея на себе долг, продаст за серебро или отдаст в
долговую кабальную службу свою жену, своего сына или свою дочь, то они
должны служить в доме их покупателя или их закабалителя [только] три года,
на четвертом году им должна быть предоставлена свобода». (Там же, с. 202, 205.)
Какие важные явления в жизни вавилонского общества нашли отражение в этих
законах? Интересы каких слоев общества защищает с их государство?
Какую роль в целом играло право в древневосточных государствах?
В первый период Пелопоннесской войны воевавшие стороны не имели крупных стратегических целей, и поэтому военные действия свелись к небольшим столкновениям тактического значения. На первом этапе, до 425 года до н. э. , стратегическая инициатива находилась в руках спартанцев, на втором этапе первого периода войны стратегическую инициативу захватили афиняне.
Окончание первого периода Пелопоннесской войны
В 421 году до н. э. в результате взаимного истощения сторон был заключен так называемый Никиев мир. По условиям этого мира афиняне должны были отпустить пленных спартанцев, взятых на острове Сфактерия. и очистить Пилос; спартанцы в свою очередь возвращали афинянам Амфиполь. Но эти условия не были выполнены, и война вскоре возобновилась.
елопонесская война – война между объединением греческих полисов под эгидой Афин и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой за верховенство среди греческих государств. Пелопоннесская война может быть разделена на три основных периода: 1. Архидамова война или Десятилетняя война (431-421 гг.) : Период напряжённой борьбы за союзников, территории. Была спровоцирована спартанскими требованиями, предъявленными Афинам, которые включали в себя высылку из города Перикла. Продолжалась десять лет до заключения Никиева мира. 2. Перемирие (420-413 гг.) : Восемь лет союзники Спарты и Афин продолжают бороться друг с другом, но война между главными полисами не ведётся. Заканчивается афинской экспедицией в Сицилию. 3. Декелейская война (413-404 гг.) : После поражения афинян в Сицилии, спартанцы решаются перейти к войне на море и одерживают окончательную победу. Ей предшествовали конфликты афинян со спартанскими союзниками Коринфом и Мегарой. Когда афинский правитель Перикл объявил Мегаре торговую войну, возглавляемый Спартой Пелопоннесский союз потребовал отменить торговую блокаду, объявленную Мегаре Афинским морским союзом. Афины отказались, и началась война. Спарта полагалась на свое превосходство на суше: ее гоплиты были наиболее многочисленными и профессионально подготовленными. Афины же безраздельно господствовали на море, имея флот в 300 триер. Перикл надеялся блокадой вынудить Пелопоннесский союз капитулировать. Афиняне рассчитывали, что мощные укрепления города позволят отразить нападение вторгшейся в Аттику спартанской армии.
Второй период Пелопонесской войны 420 - 404 гг. до н. э
Основным стратегическим содержанием второго периода Пелопоннесской войны была борьба за господство на море. Афинский флот должен был обеспечить достижение новой намеченной стратегической цели - подчинить и включить в состав афинского морского союза сицилийские города.
1. Экономические:
• повышение производительности земледельческого труда;
• усиление товарного характера ремесла;
• увеличение количества городов;
• развитие экономических связей.
2. Политические:
• необходимость свержения монголо-татар;
• потребность в централизованной защите русских земель от внешних врагов;
• стремление православной церкви к централизации власти с целью усиления своего влияния.
3. Социальные:
• исторически складывающаяся потребность в сильной государственной власти;
• активизация социальной борьбы.
4. Духовные:
• общность христианской религии;
• общность культуры, обычаев, традиций